За год число мошеннических сайтов возросло на 86%

За год число мошеннических сайтов возросло на 86%

За год число мошеннических сайтов возросло на 86%

В 2023 году BI.ZONE выявила 207,1 тыс. мошеннических сайтов — на 86% больше, чем годом ранее (111,2 тыс.). Обманщики от имени известных компаний предлагали поучаствовать в лотерее, быстро и много заработать, получить баснословную скидку.

Чтобы заполучить ПДн и финансовую информацию, злоумышленники зачастую прибегали к фишингу. По данным Координационного центра доменов RU и РФ, в уходящем году на долю таких схем пришлось 89% жалоб пользователей.

«Основные скачки роста пришлись на март, сентябрь, и октябрь, — сообщил журналистам Евгений Волошин, директор департамента анализа защищенности и противодействия мошенничеству в BI.ZONE. — В эти месяцы специалисты наблюдали значительное увеличение числа доменов, имитирующих площадки для розыгрыша призов».

Большое распространение также получили мошеннические предложения быстрого заработка. Под такие схемы создавались тысячи имитаций ресурсов крупных компаний; претендентам предлагалось зарегистрироваться на сайте (сообщив конфиденциальные данные) и сначала вложить собственные деньги, которые якобы быстро отобьются, притом с лихвой.

Другие злоумышленники угоняли аккаунты в соцсетях и атаковали пользователей по найденным спискам контактов либо находили мишени через доски объявлений. Фишеры пытались легализировать сайты-ловушки, воруя домены, а для автоматизации своих схем использовали готовые инструменты и специализированные сервисы.

Для привлечения посетителей на поддельные сайты теперь часто используются мессенджеры. По ссылкам, распространяемым мошенниками, иногда можно заполучить зловреда.

Борцы за чистоту интернета регулярно выявляют и блокируют такие ресурсы. Так, за 11 месяцев 2023 года в TLD-зонах RU и РФ было обезврежено 48,7 тыс. вредоносных доменов — против 13,1 тыс. в 2022 году. В ответ злоумышленники стали прятать свои сайты за редиректами, регистрируя домены в разных TLD-зонах, и усложнять схемы обмана.

Еще одна приметная тенденция года: фишеры начали отказываться от российского хостинга, предпочитая размещать свои ловушки за рубежом. В итоге доля мошеннических сайтов на российских серверах сократилась почти в два раза.

Треть российских врачей дают пациентам личные контакты

Как показал опрос сервиса «Актион медицина», треть российских врачей готовы делиться с пациентами личными контактами, и ровно столько же — категорически против. Руководители клиник относятся к такой практике с осторожностью, при этом прямого запрета со стороны Минздрава нет.

Выдержки из исследования «Актион медицина», посвящённого взаимодействию врачей с пациентами и коллегами в нерабочее время, опубликовал «Коммерсантъ». В опросе приняли участие более 1200 врачей.

Согласно результатам исследования, 32,7% врачей предоставляют пациентам личный номер телефона или контакт в мессенджере. Ещё 6,5% делают это время от времени. При этом 38,5% медиков не готовы делиться личными контактами, а 14,25% используют для общения с пациентами отдельный номер. Почти половина врачей вовсе не общается с пациентами через социальные сети и мессенджеры.

Ведущий эксперт «Актион медицина» Наталья Журавлева в комментарии для «Коммерсанта» назвала одной из ключевых проблем такого формата общения вопрос сохранности данных. Она также обратила внимание на двойственные ожидания пациентов: с одной стороны, они опасаются утечек персональной информации, а с другой — без раздумий пересылают по незащищённым каналам медицинские выписки, результаты анализов и консультаций.

По словам эксперта, законность подобного взаимодействия как минимум вызывает вопросы. «Любое дистанционное общение с пациентами по поводу их заболеваний и коррекции лечения с точки зрения закона приравнивается к телемедицинской консультации. А проводить её врач “не на работе” не имеет права, как и ставить диагноз», — пояснила она.

Владельцы и руководители клиник, в свою очередь, предпочитают действовать осторожно. Совладелец сети «Клиники доктора Омарова» Зарема Омарова отмечает, что, несмотря на отсутствие прямого запрета на общение врачей с пациентами по телефону или в мессенджерах, сохраняется риск компрометации данных и неверного понимания пациентом рекомендаций специалиста.

Руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо рассказала, что в клинике действует запрет на консультации по телефону и в мессенджерах. Однако предусмотрены исключения — например, при прохождении пациентом сложного лечения, необходимости особой маршрутизации внутри клиники или накануне длительных выходных и праздничных дней.

Главный врач клиники Estetus Севак Барсегян также указал на необходимость защищать медицинских работников от стресса и профессионального выгорания, риски которых существенно возрастают при общении с пациентами в нерабочее время.

Управляющий партнёр клиники ранней реабилитации «Три сестры» Анна Симакова считает, что оптимальным решением является создание удобной и защищённой среды для общения врачей и пациентов. В клинике для этого используются специальные служебные номера, а персонал проходит обучение по выстраиванию корректной коммуникации с пациентами.

Начальник управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава России Денис Тюфилин в комментарии для «Коммерсанта» отметил, что врачи не обязаны общаться с пациентами во внерабочее время даже по срочным вопросам — это остаётся личным выбором специалиста. При этом ключевым фактором он назвал обеспечение сохранности персональных данных.

Юрист по медицинскому праву, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркнул, что использование личных устройств повышает риски утечек медицинских данных. Впрочем, по его словам, такие риски сохраняются даже при работе на служебных устройствах в рабочее время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru