Мошенники с телеграм-ботом ищут Мамонтов на российских маркетплейсах

Мошенники с телеграм-ботом ищут Мамонтов на российских маркетплейсах

Мошенники с телеграм-ботом ищут Мамонтов на российских маркетплейсах

Исследователям из ESET удалось внедриться в сообщество мошенников, практикующих схему «Мамонт», изучить их переписку и внутреннюю документацию, а также исходники используемого ими телеграм-бота, получившего кодовое имя Telekopye.

С этой целью экспертам пришлось откликнуться на одно из объявлений, с помощью которых Gipsy Team (владельцы фишингового тулкита Telekopye) вербует «неандертальцев» для охоты на «мамонтов». Новобранцев приглашают в телеграм-канал для общения с коллегами по цеху и отслеживания транзакций.

 

Проникнув в одну из групп «неандертальцев», исследователи удостоверились в том, что все операции «Мамонт» проводятся с четким распределением ролей. По преследуемой цели сценарии обмана разделяются на три типа:

  • потенциальную жертву («мамонта») убеждают купить несуществующий товар и ввести платежные реквизиты на фишинговой странице, созданной с помощью Telekopye;
  • фейковый покупатель предлагает продавцу («мамонту») пройти по фишинговой ссылке, чтобы получить плату за товар;
  • мнимый возврат денег (применяется «неандертальскими» продавцами и покупателями в индивидуальном порядке).

 

Мошенникам, играющим роль продавца, рекомендуют запастись дополнительными фото «товара» на тот случай, если покупателя заинтересуют подробности. Когда такие картинки скачиваются из интернета, их советуют редактировать, чтобы затруднить поиск.

Как вариант, «неандерталец» может избрать мишенью тех, кто хочет снять жилье. Под такой «товар» создаются специальные сайты со списками; «мамонтов» просят внести аванс, перейдя по ссылке на фишинговую страницу.

Для составления списков пригодного для аренды жилья злоумышленник связывается с законными владельцами, проявляет интерес и путем расспросов собирает нужную информацию. На мошенническом сайте цена обычно на 20% ниже рыночной.

Роль покупателя требует тщательной подготовки. Чтобы добиться успеха, «неандерталец» должен учитывать пол, возраст, опыт своей мишени на рынке, ее рейтинг, отзывы, число успешных сделок.

Для сбора такой информации зачастую используются специализированные программы (веб-скрейперы). В арсенале «неандертальцев» замечены также средства анонимизации: VPN, прокси-серверы, Tor.

Если «мамонт»-продавец заупрямится и захочет встретиться, чтобы получить деньги или отдать товар, ему скажут, что это невозможно (ехать слишком далеко, нарисовалась срочная командировка и т.п.), но при этом продолжат проявлять заинтересованность в покупке.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru