Мошенники с телеграм-ботом ищут Мамонтов на российских маркетплейсах

Мошенники с телеграм-ботом ищут Мамонтов на российских маркетплейсах

Исследователям из ESET удалось внедриться в сообщество мошенников, практикующих схему «Мамонт», изучить их переписку и внутреннюю документацию, а также исходники используемого ими телеграм-бота, получившего кодовое имя Telekopye.

С этой целью экспертам пришлось откликнуться на одно из объявлений, с помощью которых Gipsy Team (владельцы фишингового тулкита Telekopye) вербует «неандертальцев» для охоты на «мамонтов». Новобранцев приглашают в телеграм-канал для общения с коллегами по цеху и отслеживания транзакций.

 

Проникнув в одну из групп «неандертальцев», исследователи удостоверились в том, что все операции «Мамонт» проводятся с четким распределением ролей. По преследуемой цели сценарии обмана разделяются на три типа:

  • потенциальную жертву («мамонта») убеждают купить несуществующий товар и ввести платежные реквизиты на фишинговой странице, созданной с помощью Telekopye;
  • фейковый покупатель предлагает продавцу («мамонту») пройти по фишинговой ссылке, чтобы получить плату за товар;
  • мнимый возврат денег (применяется «неандертальскими» продавцами и покупателями в индивидуальном порядке).

 

Мошенникам, играющим роль продавца, рекомендуют запастись дополнительными фото «товара» на тот случай, если покупателя заинтересуют подробности. Когда такие картинки скачиваются из интернета, их советуют редактировать, чтобы затруднить поиск.

Как вариант, «неандерталец» может избрать мишенью тех, кто хочет снять жилье. Под такой «товар» создаются специальные сайты со списками; «мамонтов» просят внести аванс, перейдя по ссылке на фишинговую страницу.

Для составления списков пригодного для аренды жилья злоумышленник связывается с законными владельцами, проявляет интерес и путем расспросов собирает нужную информацию. На мошенническом сайте цена обычно на 20% ниже рыночной.

Роль покупателя требует тщательной подготовки. Чтобы добиться успеха, «неандерталец» должен учитывать пол, возраст, опыт своей мишени на рынке, ее рейтинг, отзывы, число успешных сделок.

Для сбора такой информации зачастую используются специализированные программы (веб-скрейперы). В арсенале «неандертальцев» замечены также средства анонимизации: VPN, прокси-серверы, Tor.

Если «мамонт»-продавец заупрямится и захочет встретиться, чтобы получить деньги или отдать товар, ему скажут, что это невозможно (ехать слишком далеко, нарисовалась срочная командировка и т.п.), но при этом продолжат проявлять заинтересованность в покупке.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru