За 10 лет в России интерес к теме ИБ вырос в 18 раз

За 10 лет в России интерес к теме ИБ вырос в 18 раз

За 10 лет в России интерес к теме ИБ вырос в 18 раз

Количество публикаций в российских СМИ на тему кибербезопасности с 2014 по 2024 год выросло в 18 раз — с 12 000 до 221 000. Такие данные представили СКАН‑Интерфакс и ГК «Солар», проанализировав более 60 тысяч российских медиа.

Первый заметный скачок интереса к теме произошел в 2017 году, когда мир столкнулся с массовыми атаками шифровальщиков WannaCry, Petya и BadRabbit. Они нанесли серьезный ущерб множеству компаний в России и за её пределами.

Новый всплеск интереса наблюдался в 2021 году, вызванный серией утечек данных, деятельностью операторов программ-вымогателей и волной DDoS-атак. В 2022 году ситуация обострилась лавинообразным ростом атак на российские компании и госучреждения, что также нашло отражение в медиапространстве.

К 2024 году число публикаций о кибербезопасности достигло рекордных значений. Наибольшее внимание в СМИ уделялось финансовому сектору, ИТ-отрасли и телекому — это соответствует данным о реальных кибератаках.

 

По информации центра исследования киберугроз Solar 4RAYS, за первые десять месяцев 2024 года число атакованных отраслей увеличилось с четырёх до шестнадцати.

Особо часто целью становились госучреждения, предприятия промышленности и телекоммуникации. Количество расследованных инцидентов за тот же период выросло почти на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Тема кибербезопасности приобретает всё большую значимость как для бизнеса, так и для общества. В медиаполе среди лидеров упоминаемости находятся такие компании, как Ростелеком, Сбер и МТС.

Основные обсуждаемые темы — запуск новых решений и сервисов в сфере информационной безопасности, участие в образовательных проектах по киберграмотности и успешный опыт компаний в защите инфраструктуры и клиентов.

Юлия Ганина, PR-директор ГК «Солар», отметила:

«Последние пять лет стали переломными для сферы кибербезопасности. Мы видим, что бизнес и общество всё больше осознают её важность, готовы инвестировать в её развитие. Растёт спрос на обучение: от повышения квалификации специалистов по ИБ до повышения осведомлённости о киберрисках среди руководителей и сотрудников. ГК "Солар" активно поддерживает эти изменения, предлагая профессиональные решения и реализуя проекты по повышению цифровой грамотности населения. Мы также делимся экспертными знаниями о киберугрозах, чтобы повысить уровень осведомлённости общества».

Юлия Михайлова, директор СКАН, добавила:

«Интерес к кибербезопасности отражает её возрастающее значение для бизнеса. В этом контексте наши пользователи не только мониторят упоминания компаний в медиа, но и оценивают связанные с ними риски. Мы автоматизировали процесс проверки, создав карту репутационных рисков, которая группирует негативные факторы по темам. Она позволяет быстро оценить индекс риска, который рассчитывается на основе соотношения негативных, позитивных и нейтральных упоминаний с учётом значимости источника. Пользователям достаточно ввести ИНН компании, чтобы получить оценку и оперативно реагировать на угрозы, ведь время в таких ситуациях играет решающую роль».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

WhatsApp запускает Private Processing: ИИ без ущерба для приватности

WhatsApp (принадлежит признанной в России экстремистской и запрещённой корпорации Meta) снова на волне новинок — на этот раз мессенджер представил новую технологию Private Processing.

Она позволяет использовать функции искусственного интеллекта вроде суммаризации непрочитанных сообщений или помощи с редактированием текста, при этом полностью сохраняя обещания по конфиденциальности.

Private Processing обрабатывает запросы пользователей в защищённой среде — в так называемой конфиденциальной виртуальной машине (Confidential Virtual Machine, CVM). Причём ни Meta (признана в России экстремистской и запрещена), ни сам WhatsApp не смогут увидеть, что именно вы отправили на обработку. Всё происходит «внутри коробки», и наружу ничего не утекает.

Чтобы ещё больше укрепить безопасность, компания ввела несколько правил:

  • Гарантии на уровне системы: если кто-то попробует вмешаться в обработку данных, система либо сразу «падает», либо выдаёт себя с головой.
  • Проверяемая прозрачность: любой пользователь или независимый исследователь может провести аудит работы системы.
  • Защита от таргетирования: нельзя выбрать конкретного пользователя для атаки, не разрушив всю архитектуру безопасности.
  • Стейтлес-подход и прямая защита истории: данные не сохраняются после обработки — даже если кто-то взломает систему, достать старые запросы будет невозможно.

Процесс устроен так: сначала клиент WhatsApp получает анонимные учётные данные и устанавливает защищённое соединение через специальный шлюз и третий ретранслятор, скрывающий IP-адрес.

Потом создаётся сессия с защищённой средой (Trusted Execution Environment, TEE), куда зашифрованный запрос передаётся через уникальный одноразовый ключ. Расшифровать его может только устройство пользователя или сама TEE.

Разработчики честно признают: полностью избавиться от рисков нельзя. Возможны атаки через инсайдеров, уязвимости в цепочке поставок или действия злоумышленников на стороне пользователей. Но компания уверяет, что использует многоуровневую защиту, чтобы минимизировать все возможные угрозы.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru