Шифровальщик BlackByte тоже научился воровать документы из сети

Шифровальщик BlackByte тоже научился воровать документы из сети

Шифровальщик BlackByte тоже научился воровать документы из сети

Авторы атак с участием BlackByte начали использовать новый кастомный инструмент — Exbyte. В Symantec изучили новинку и выяснили, что она позволяет выгружать данные из Windows-систем на удаленный сервер и столь же умело уклоняется от анализа, как и сам шифровальщик.

Операторы вымогательских программ обычно прибегают к эксфильтрации данных в рамках схем двойного шантажа — чтобы угрожать публикацией в случае неуплаты выкупа за дешифратор. Кибергруппа, стоящая за BlackByte, создала с этой целью сайт еще в прошлом году, однако кражи информации из сетей, зараженных зловредом, на тот момент замечено не было.

Теперь, согласно Symantec, у злоумышленников появился необходимый инструмент; его использует как минимум один аффилиат RaaS-сервиса на основе BlackByte. Анализ показал, что Exbyte написан на Go и выводит краденые файлы в облачное хранилище MEGA.

При запуске вредонос выполняет ряд проверок, чтобы предотвратить анализ кода: вызывает функции IsDebuggerPresent и CheckRemoteDebuggerPresent, ищет процессы и DLL-файлы, ассоциируемые с песочницами и антивирусами. Такие же тесты, по словам экспертов, проводит BlackByte, но уже после вывода данных.

Если среда исполнения оказывается приемлемой, Exbyte перечисляет все документы в системе (.txt, .doc, .pdf и т. п.) и сохраняет список в %APPDATA%\dummy. Сами файлы зловред выгружает на Mega.co.nz, создавая папку и используя вшитые в код учетные данные.

В недавних атаках BlackByte, попавших в поле зрения Symantec, хакеры использовали уязвимости ProxyShell и ProxyLogon, а для горизонтального перемещения по сети — AdFind, AnyDesk, NetScan и PowerView. Внедряемый шифровальщик версии 2.0 пытался отключить драйверы режима ядра, используемые EDR, удалить теневые копии Windows, открыть удаленный доступ через настройки брандмауэра и выполнить основную задачу, работая в памяти scvhost.exe.

Аналитики не преминули отметить, что Exbyte — не единственный кастомный инструмент вывода данных. В прошлом году были обнаружены Exmatter, привлекший внимание BlackCat, и StealBit; аналогичный инфостилер некогда использовал также Ryuk.

Большая четверка предложила API для маркировки звонков

Билайн, МегаФон, МТС и Т2 разработали единый набор API для межоператорского взаимодействия при маркировке звонков от организаций. Ранее унифицированных правил такой маркировки не существовало. Принципиально важно, что новые API будут предоставляться бесплатно — тогда как раньше маркировка одного звонка, по оценкам издания, обходилась в среднем в 30 копеек.

О разработке единого API сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителей операторов связи.

«Разработка открытого API ведётся для автоматизации обмена данными как между операторами „большой четвёрки“, так и с операторами фиксированной связи. Это позволит повысить скорость и точность взаимодействия, а также снизить издержки для всех участников рынка», — прокомментировал представитель МегаФона.

В Т2 отметили, что внедрение API ускорит обмен информацией между операторами и клиентами, а также позволит сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором. В МТС, в свою очередь, подчеркнули, что техническая часть API уже доступна всем операторам, чтобы они могли заранее оценить условия и сложность внедрения на своей стороне.

По мнению экспертов телеком-рынка, появление открытых API позволит небольшим операторам и корпоративным клиентам подключаться к системам маркировки напрямую, без посредничества «большой четвёрки».

Ранее крупных игроков критиковали за навязывание платных услуг — в том числе за соединение, а не только за фактически состоявшийся дозвон. Также высказывались претензии к снижению процента дозвона при использовании маркировки.

Норма о маркировке телефонных вызовов была окончательно принята 1 апреля в составе первого пакета мер по противодействию телефонному мошенничеству и вступила в силу с 1 сентября.

Как пояснили изданию в Минцифры, нововведение направлено на защиту граждан от телефонного мошенничества и спама, а также на повышение прозрачности коммуникаций между бизнесом и клиентами.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru