53% россиян ставят Android-приложения вне магазинов — риск заражения растёт

53% россиян ставят Android-приложения вне магазинов — риск заражения растёт

53% россиян ставят Android-приложения вне магазинов — риск заражения растёт

Совместное исследование компании F6 и магазина приложений RuStore показало, что 53% россиян хотя бы раз устанавливали мобильные приложения из неофициальных источников. Это означает, что более половины пользователей мобильных устройств в России находятся в зоне риска заражения вредоносным софтом.

Среди таких зловредов можно вспомнить, например, CraxsRAT и NFCGate.

При этом, согласно опросу, 78% пользователей удаляют приложения, если сомневаются в их безопасности. В целом, россияне демонстрируют достаточно высокий уровень цифровой осознанности:

  • 90% избегают перехода по подозрительным ссылкам;
  • 84% используют разные пароли для разных сервисов;
  • 78% ограничивают доступ приложений к функциям устройства при установке;
  • 70% включили двухфакторную аутентификацию, хотя 10% респондентов о такой функции не знают;
  • 47% устанавливают приложения только из проверенных источников;
  • 16% проверяют смартфон с помощью антивирусных продуктов;
  • И только 10% опрошенных признались, что не предпринимают никаких мер для защиты.

По словам аналитиков F6, киберпреступники активно используют интерес пользователей к сторонним источникам загрузки — неофициальным магазинам приложений, форумам, ссылкам в сообщениях, SMS и мессенджерах. Злоумышленники маскируют вредоносные программы под приложения от госорганов, операторов связи, сервисы для бесконтактной оплаты и «теневые» версии популярных мессенджеров, чаще всего — Telegram.

На март 2025 года, по данным F6, в России насчитывалось около 200 тысяч скомпрометированных Android-устройств. Наиболее распространёнными угрозами остаются троянец CraxsRAT и вредоносная модификация NFCGate, предназначенная для клонирования платёжных карт.

«Многие пользователи до сих пор устанавливают приложения из непроверенных источников, подвергая риску свои данные и устройства. Почти всегда за такими сервисами скрываются вирусы или вредоносное ПО. Чтобы избежать угроз, стоит скачивать приложения только из надёжных источников, таких как RuStore», — отметил директор по информационной безопасности RuStore Дмитрий Морев.

«Установка приложений из сторонних источников, особенно на Android, значительно повышает риск заражения троянами удалённого доступа. Такие программы позволяют киберпреступникам дистанционно управлять устройством и выполнять действия без ведома владельца. Вредоносный код часто встраивают в модифицированные версии популярных приложений, которые распространяются через сторонние сайты и форумы», — добавил Дмитрий Ермаков, руководитель департамента противодействия финансовому мошенничеству компании F6.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники представляются сотрудниками ФНС и выманивают коды от Госуслуг

В преддверии сезона налоговой отчетности активизировались телефонные мошенники. Теперь злоумышленники представляются инспекторами Федеральной налоговой службы и под этим предлогом пытаются получить доступ к банковским счетам граждан.

Как рассказал Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда» (входит в ИКС Холдинг), сценарий выглядит максимально убедительно.

«Звонящий представляется сотрудником ФНС, уверенно называет персональные данные собеседника — адрес, номер телефона, почту, ФИО и другие сведения. Такая детализация создаёт ощущение, что действительно звонят из налоговой. После этого “инспектор” обвиняет человека в неподаче декларации и предлагает записаться на приём. Для подтверждения записи якобы приходит СМС с кодом — обычно это код для входа в Госуслуги. Жертву просят его продиктовать», — поясняет эксперт.

На самом деле мошенники таким образом получают доступ к учётным записям и финансовым данным.

По словам специалистов, подобные атаки становятся возможными из-за масштабных утечек персональных данных. Информацию злоумышленники собирают из разных источников: баз утекших онлайн-магазинов и банков, данных data-брокеров, даркнет-площадок, а также открытых профилей в соцсетях. Склеивая фрагменты, они создают подробный «портрет» жертвы — и потому кажутся убедительными.

Эксперты напоминают:

  • ФНС не звонит гражданам, чтобы записать на приём или уточнить декларацию. Сделать это можно только через официальный сайт или через Госуслуги.
  • Никогда не сообщайте коды из СМС — ни под каким предлогом.
  • Если есть хоть малейшие сомнения — прекратите разговор и проверьте номер. Обычно он оказывается зарегистрирован на сторонние организации.
  • Если код всё же был передан мошенникам — сразу свяжитесь с банком, заблокируйте доступ к счетам и смените пароли от всех связанных сервисов, особенно от Госуслуг и личного кабинета ФНС.

«Чем больше информации о себе человек публикует в сети, тем проще злоумышленникам выстроить доверительный контакт. Не стоит недооценивать их подготовку — многие звонки звучат так, будто с вами разговаривает настоящий чиновник», — предупреждает Виктор Иевлев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru