Трояна Amadey подрядили работать проводником шифровальщика LockBit 3.0

Трояна Amadey подрядили работать проводником шифровальщика LockBit 3.0

Трояна Amadey подрядили работать проводником шифровальщика LockBit 3.0

Злоумышленники осваивают новый способ доставки LockBit на Windows-машины — с помощью ботов Amadey. В AhnLab изучили вложения в поддельные письма, которые авторы текущих атак рассылают на адреса компаний, и выяснили, что целевой полезной нагрузкой является новейшая версия шифровальщика — 3.0.

Вредоносные имейл-сообщения имитируют отклик на вакансию либо уведомление о нарушении авторских прав. Вложение в такие фальшивки может быть оформлено как документ Microsoft Word либо исполняемый файл, для отвода глаз снабженный Word-иконкой. При открытии любого из них в систему жертвы устанавливается Amadey — зловред, умеющий воровать данные и по команде загружать дополнительный софт.

При использовании вложения Resume.exe (с маскировочной иконкой Word) цепочка заражения коротка, троянский загрузчик запускается сразу после открытия файла. Вариант доставки Amadey с помощью документа Word более замысловат.

Анализ вредоносного вложения Sia_Sim.docx, поданного на VirusTotal 28 октября, показал, что оно загружает из интернета шаблон в формате DOTM с VBA-макросом. В тело внешнего документа вставлено изображение с подсказкой — включить активный контент, якобы для обеспечения совместимости формата.

 

Если пользователь последует инструкции, отработает макрос, который создаст вредоносный LNK-файл с сохранением в папке C:\Users\Public\. Содержимым skem.lnk является загрузчик Amadey; его запуск инициирует команда > rundll32 url.dll,OpenURL C:\Users\Public\skeml.lnk.

Внедренный таким образом троян при исполнении копирует себя в папку временных файлов и создает запланированное задание на автозапуск. Затем вредонос подключается к C2-серверу и отсылает на него данные зараженного хоста. В ответ он может получить команду на загрузку LockBit 3.0 — в виде обфусцированного PowerShell-скрипта (cc.ps1 или dd.ps1) либо бинарного файла (LBB.exe).

Целевая полезная нагрузка тоже оседает в папке TEMP. Шифровальщик обрабатывает файлы жертвы и создает записку с требованием выкупа. Следуя схеме двойного шантажа, вымогатели угрожают неплательщикам публикацией украденных данных.

Третья версия LockBit, она же LockBit Black, вышла в июне этого года. Тогда же ее авторы пошли на беспрецедентный шаг — запустили программу bug bounty для выявления дыр в созданных ими веб-ресурсах и кодах. Мишенями вымогательских атак обычно становятся большие организации; недавно стало известно, что LockBit 3.0 проник в сеть базирующейся во Франции ИТ-компании Thales.

В России впервые оштрафовали за оскорбление в личном голосовом сообщении

Один из районных судов Москвы оштрафовал жительницу столицы за оскорбление, высказанное в голосовом сообщении. Это стало первым зафиксированным случаем, когда наказание было вынесено за распространение оскорблений в личной переписке, а не в публичном чате. Суд квалифицировал действия ответчицы по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» и назначил штраф в размере 3 тыс. рублей.

О решении суда по делу об оскорблении в голосовом сообщении, отправленном через мессенджер, 12 января сообщило РИА Новости. Поводом для разбирательства стало обращение потерпевшей в прокуратуру. В числе доказательств к жалобе был приложен, в частности, «акт прослушивания аудиозаписи».

Ранее аналогичные решения уже выносились, однако они касались голосовых сообщений с оскорблениями, размещённых в публичных чатах. Так, житель Марий Эл был оштрафован на 5 тыс. рублей за оскорбление матери одноклассника своего сына в классном чате. При этом, как обратили внимание «Известия», суд квалифицировал высказывание как публичное оскорбление и назначил более строгое наказание.

В то же время в судебной практике встречались и случаи успешного обжалования подобных решений. Так, Советский районный суд Красноярска отменил постановление мирового судьи по делу об оскорблении в дачном чате. Основанием стало отсутствие лингвистической экспертизы: мировой судья исходил исключительно из «восприятия потерпевшего».

«При проведении экспертизы для лингвиста нет разницы между устной и письменной речью в рамках таких дел. Фразы и смайлы всегда анализируются в контексте: учитывается ситуация общения, участники, их социальный статус и роли. Например, при оскорблении представителя власти, полицейского или судьи может сразу наступать уголовная ответственность», — отметила старший эксперт-психолог и лингвист Центра специальных исследований и экспертиз Полина Курданова. По её словам, экспертизы назначаются судом практически всегда, если возникают сомнения в квалификации высказываний.

Управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев в комментарии для «Известий» отметил, что в самом решении суда нет принципиальной новизны. «Новизна здесь скорее в общественном восприятии, чем в праве. Оскорбление в мессенджере давно квалифицируется так же, как и в офлайне: это всё то же унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Просто канал коммуникации стал цифровым, а судебная практика по таким делам существует уже не первый год», — подчеркнул он.

По мнению Гавришева, подобная практика будет только расширяться, поскольку люди всё чаще «переносят конфликты в цифровую среду, а суды вынуждены идти за ними». В целом, как отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, оскорбления в онлайне встречаются даже чаще, чем в офлайне. Это подтверждают и данные исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за 2023 год: с различными формами онлайн-агрессии сталкивались 29% пользователей социальных сетей.

Основатель юридического бутика ContractCreation by Kostromin Евгений Костромин назвал это дело показательным прежде всего из-за используемого доказательства — акта прослушивания голосового сообщения. При этом он напомнил, что на специфику рассмотрения дел об оскорблениях в онлайн-пространстве Президиум Верховного суда обращал внимание ещё в 2021 году.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru