Кибератаки на бизнес в России: DarkGaboon использует фишинг и омоглифы

Кибератаки на бизнес в России: DarkGaboon использует фишинг и омоглифы

Кибератаки на бизнес в России: DarkGaboon использует фишинг и омоглифы

Исследователи из компании F6 проанализировали активность киберпреступной группы room155, также известной как DarkGaboon и Vengeful Wolf. По их данным, злоумышленники начали атаки на российские компании как минимум с декабря 2022 года — раньше, чем предполагалось ранее.

Первые публичные упоминания об этой группировке появились в 2025 году благодаря работе специалистов Positive Technologies.

Команда F6 изучила материалы на основе данных своей платформы киберразведки и выявила новые детали. В частности, удалось расширить временные рамки активности группы, уточнить список отраслей, по которым велись атаки, и описать недавние инциденты, произошедшие в мае-июне 2025 года.

Что известно о действиях room155:

Злоумышленники рассылают фишинговые письма с архивами во вложениях. Внутри — вредоносная программа и документ-приманка, часто скачанный с легитимных российских сайтов, связанных с финансовой тематикой.

Ранее фиксировались случаи распространения Revenge RAT и XWorm, но в арсенале группы есть и другие инструменты: Stealerium, DarkTrack, DCRat, AveMaria RAT, VenomRAT.

В одном и том же заражённом окружении нередко встречаются разные типы вредоносных программ, использующие одни и те же управляющие сервера. Злоумышленники подписывают вредоносные исполняемые файлы поддельными сертификатами X.509, а в названиях файлов и темах писем используют омоглифы — символы, которые выглядят похоже, но имеют разный код.

Кого атакуют:

Большинство атак room155 направлено на финансовые организации (51%). Также в списке целей — компании из сфер транспорта (16%), ретейла (10%), промышленности и логистики (по 7%), строительства и ЖКХ (3%), медицины, туризма и ИТ (по 2%).

Почему room155?

Имя «room155» исследователи взяли из названия почтовых аккаунтов, которые использовались злоумышленниками для связи с жертвами. Позже они зарегистрировали и домен с этим же сочетанием.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

X лидирует по сбору данных о местоположении пользователей среди соцсетей

Новое исследование, посвящённое практикам сбора данных о местоположении в крупнейших социальных сетях, показало: пользователи делятся куда большим объёмом информации, чем привыкли думать.

Анализ деклараций в App Store по десяти популярным платформам — включая X, Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), Facebook (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), TikTok и другие — выявил, что именно X собирает максимальный объём сведений о местоположении.

Сервис получает как точные координаты, так и «приблизительные» данные — и делает это для всех целей, указанных в магазине приложений.

Как соцсети отслеживают местоположение

Практически все платформы в той или иной форме собирают информацию о местоположении пользователей. Даже если в настройках отключён доступ к точным координатам, компании могут определить примерное местоположение по IP-адресу, Bluetooth-сигналам или сопоставлению с другими источниками данных.

 

«Точные» координаты (с точностью до трёх и более знаков после запятой) позволяют формировать детальную картину передвижений: от места работы и визитов в медучреждения до интимных деталей вроде ночёвок вне дома. Сбор таких данных может происходить каждые полчаса.

Кто и зачем собирает данные:

  • X, Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), Threads, Facebook (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), Pinterest и Snapchat используют точные геоданные для таргетированной рекламы.
  • 90% платформ собирают хотя бы приблизительное местоположение для рекламных целей.
  • Для собственных маркетинговых кампаний 60% соцсетей также применяют точные координаты.

Таким образом, у платформ формируется несколько параллельных каналов для создания подробных профилей пользователей.

Интересно, что Reddit оказался самым «щадящим»: он не связывает местоположение с личностью пользователя и не собирает точные координаты. TikTok и Reddit ограничиваются лишь грубыми данными.

В противоположность им, X, Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), Threads, Facebook (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России) и Pinterest отмечены как наиболее настойчивые в сборе геоинформации — в том числе для неясно обозначенных «других целей», что вызывает вопросы о прозрачности.

Проблема доверия

Авторы исследования отмечают явный разрыв между ожиданиями пользователей и фактическими практиками компаний. Даже отключение геолокации не гарантирует полной приватности — платформы находят способы получать данные через косвенные признаки.

Вывод один: сбор и использование геоданных стал повсеместным инструментом соцсетей, а X сегодня занимает первое место по интенсивности и полноте отслеживания. Для пользователей это означает новые вызовы в попытках сохранить личную жизнь под контролем.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru