Российские компании атакует неуловимая кибергруппировка

Российские компании атакует неуловимая кибергруппировка

Российские компании атакует неуловимая кибергруппировка

С мая 2023 года финансовые подразделения российских компаний атакует ранее неизвестная группировка DarkGaboon. Её особенностью является использование вредоносной программы Revenge RAT и поддельных документов, имитирующих легитимные материалы финансовой тематики.

Активность DarkGaboon впервые привлекла внимание департамента киберразведки Positive Technologies (PT Expert Security Center) в октябре 2024 года, когда была обнаружена волна атак с использованием Revenge RAT, нацеленная на российские финансовые структуры.

Хотя первые версии этой программы появились ещё в 2018 году, исследователи выявили, что элементы инфраструктуры злоумышленников носят названия, связанные с африканской тематикой. Это позволило связать их с новой финансово мотивированной APT-группировкой, названной DarkGaboon в честь габонской гадюки, обитающей вблизи горы Килиманджаро.

В октябре 2024 года группировка атаковала один из российских банков. В филиал банка было отправлено письмо с темой «Сверка взаиморасчётов». Оно содержало грамотно составленный текст на русском языке, касающийся бухгалтерии, и архив-приманку «Акт сверка.z». В архиве находились таблица Excel, пояснительная записка и вредоносный файл, замаскированный под PDF-документ.

 

Рассылки осуществлялись с ранее скомпрометированного аккаунта Gmail. Управляющий сервер находился за пределами России и использовал адрес 31.13.224[.]86 с панелью управления Revenge RAT. Домены, связанные с инфраструктурой, формировали кластер под названием "kilimanjaro", при этом сами серверы располагались в Европе.

Вредоносная программа защищена криптером с использованием алгоритма AES и обфускацией .NET Reactor. Все образцы Revenge RAT подписаны поддельными сертификатами X.509. Для обхода эвристического анализа зловред активирует пятиминутный таймер, после чего начинается извлечение и расшифровка полезной нагрузки.

Программа закрепляется в системе через каталог автозапуска или директорию C:\Users<user>\AppData\Roaming, внося изменения в реестр Windows. После закрепления Revenge RAT собирает информацию о системе и отправляет её на управляющий сервер.

DarkGaboon регулярно обновляет свои вредоносные программы и документы-приманки, используя четыре основных шаблона с небольшими изменениями. Эта стратегия позволила долгое время оставаться незамеченными. С марта 2024 года частота обновлений увеличилась, что может указывать на рост активности группировки.

Основные жертвы DarkGaboon — российские компании. Среди пострадавших оказались банки, предприятия розничной торговли, сферы услуг, спорта и туризма.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru