No More Ransom помог 1,5 миллионам жертв шифровальщиков вернуть данные

No More Ransom помог 1,5 миллионам жертв шифровальщиков вернуть данные

No More Ransom помог 1,5 миллионам жертв шифровальщиков вернуть данные

Участники ИБ-проекта No More Ransom повели итоги работы за шесть лет. Как оказалось, выложенные в общий доступ декрипторы, число которых возросло до 136, были скачаны более 10 млн раз и помогли более 1,5 млн жертв вымогательства сэкономить на выкупе.

Напомним, проект No More Ransom был запущен с инициативы Европола, полиции Нидерландов, «Лаборатории Касперского» и McAfee в 2016 году в рамках борьбы с шифровальщиками. За истекший период число партнеров программы (частных компаний, НКО, правоохранительных органов) возросло до 188.

Одноименный сайт в настоящее время доступен на 37 языках; предлагаемые 136 бесплатных утилит способны восстановить файлы, зашифрованные 165 зловредами, в том числе GandCrab, REvil/Sodinokibi, Maze/Egregor/Sekhmet, HermeticRansom и Diavol. Вскоре должен также появиться декриптор для Hive — авторы из Южной Кореи обещали выложить англоязычную версию на No More Ransom.

Девять таких инструментов созданы Kaspersky; они суммарно ориентированы на 38 вредоносных семейств. По данным ИБ-компании, за последний год ее декрипторами только в России воспользовались более 8 тыс. раз, а с 2018 года и по всему миру — более 300 тыс. раз.

 

«Программы-вымогатели по-прежнему остаются одной из серьёзных проблем кибербезопасности, — комментирует эксперт «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов. — Только за первые три месяца 2022 года более 74 тысяч пользователей столкнулись с атаками шифровальщиков, и все они были успешно предотвращены. Здорово, что проект помогает людям и компаниям восстанавливать их цифровые активы без уплаты выкупов злоумышленникам. Таким образом, мы наносим удар по их уязвимому месту — самой бизнес-модели, которая предполагает заработок на расшифровке данных».

На портале No More Ransom также публикуются общая информация об угрозе, инструкции для жертв, рекомендации по профилактике заражений — их еще раз привел в своем анонсе Европол:

  • регулярно создавать резервные копии данных, хранящихся на устройствах;
  • не кликать бездумно по ссылкам;
  • не открывать вложения в письма незнакомых отправителей, даже если послания кажутся важными и выглядят убедительно;
  • своевременно обновлять ОС и защитный софт;
  • использовать двухфакторную аутентификацию (2FA) для доступа к аккаунтам пользователей;
  • ограничить экспорт больших объемов корпоративных данных на внешние файлообменники;
  • если заражение все же произошло, не платить вымогателям, а поставить в известность правоохранительные органы и проверить наличие бесплатного декриптора на No More Ransom.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники представляются сотрудниками ФНС и выманивают коды от Госуслуг

В преддверии сезона налоговой отчетности активизировались телефонные мошенники. Теперь злоумышленники представляются инспекторами Федеральной налоговой службы и под этим предлогом пытаются получить доступ к банковским счетам граждан.

Как рассказал Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда» (входит в ИКС Холдинг), сценарий выглядит максимально убедительно.

«Звонящий представляется сотрудником ФНС, уверенно называет персональные данные собеседника — адрес, номер телефона, почту, ФИО и другие сведения. Такая детализация создаёт ощущение, что действительно звонят из налоговой. После этого “инспектор” обвиняет человека в неподаче декларации и предлагает записаться на приём. Для подтверждения записи якобы приходит СМС с кодом — обычно это код для входа в Госуслуги. Жертву просят его продиктовать», — поясняет эксперт.

На самом деле мошенники таким образом получают доступ к учётным записям и финансовым данным.

По словам специалистов, подобные атаки становятся возможными из-за масштабных утечек персональных данных. Информацию злоумышленники собирают из разных источников: баз утекших онлайн-магазинов и банков, данных data-брокеров, даркнет-площадок, а также открытых профилей в соцсетях. Склеивая фрагменты, они создают подробный «портрет» жертвы — и потому кажутся убедительными.

Эксперты напоминают:

  • ФНС не звонит гражданам, чтобы записать на приём или уточнить декларацию. Сделать это можно только через официальный сайт или через Госуслуги.
  • Никогда не сообщайте коды из СМС — ни под каким предлогом.
  • Если есть хоть малейшие сомнения — прекратите разговор и проверьте номер. Обычно он оказывается зарегистрирован на сторонние организации.
  • Если код всё же был передан мошенникам — сразу свяжитесь с банком, заблокируйте доступ к счетам и смените пароли от всех связанных сервисов, особенно от Госуслуг и личного кабинета ФНС.

«Чем больше информации о себе человек публикует в сети, тем проще злоумышленникам выстроить доверительный контакт. Не стоит недооценивать их подготовку — многие звонки звучат так, будто с вами разговаривает настоящий чиновник», — предупреждает Виктор Иевлев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru