Инженер из Польши собрал Atari размером с монету

Инженер из Польши собрал Atari размером с монету

Инженер из Польши собрал Atari размером с монету

Похоже, если бы кто-то в 1979 году сказал, что целый домашний компьютер Atari можно будет уместить на «почтовой марке», его бы сочли сумасшедшим. А зря! Польский инженер Пётр «Osa» Остапович представил Atarino — крошечную, но полностью рабочую версию классического 8-битного компьютера Atari.

Размер устройства — всего 2×1,5 см, примерно с монету. Atarino воссоздаёт архитектуру Atari XL/XE, но не через эмуляцию, а на уровне логики — с помощью FPGA-чипа.

То есть перед нами не просто современный компьютер, на котором можно запустить старые игры, а именно миниатюрная копия оригинального железа. Благодаря этому он полностью совместим со старым софтом и даже с оригинальными периферийными устройствами.

Внутри — процессор 6502C, графические чипы ANTIC и GTIA, звуковой чип POKEY и контроллеры памяти, всё это размещено на одном чипе Lattice UP5K. Работает Atarino на частоте до 31 МГц — в десятки раз быстрее оригинала. Картинку он может выводить и по VGA, и по HDMI.

Проект начался больше десяти лет назад, а впервые показан публике был в декабре 2023 года. С тех пор автор успел добавить в систему кучу «плюшек»: новые инструкции для процессора, улучшенную графику и даже возможность подключения по Wi-Fi и Ethernet. Есть несколько вариантов клавиатур, в том числе в стиле Atari 65XE, и поддержка разработки через популярные инструменты вроде Visual Studio Code.

И это ещё не всё. Сейчас Остапович работает над более точной эмуляцией звука и планирует выпустить наборы для сборки с документацией — чтобы каждый желающий мог собрать себе свой микроскопический Atari.

Почему всё это важно? В Польше (и вообще в Восточной Европе) Atari был не просто «компьютером для игр». В 80-х и 90-х он стал доступным входом в мир технологий, несмотря на ограничения времён «железного занавеса». В магазинах типа Pewex его можно было купить за доллары, и он стал частью технологического пробуждения целого поколения.

Для Остаповича Atarino — это не просто ностальгия, а попытка показать, как классические технологии могут обрести новую жизнь. Будь то ретроконсоль, DIY-проект или даже основа для IoT-устройств — у этой «крохи» большое будущее.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru