За кражу коммерческой тайны в России сажают менее чем в 10% случаев

За кражу коммерческой тайны в России сажают менее чем в 10% случаев

За кражу коммерческой тайны в России сажают менее чем в 10% случаев

Эксперты InfoWatch изучили официальную статистику по уголовным делам о незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (статья 183 УК РФ). Как оказалось, в период с 2019 года по 2021-й судами первой инстанции было рассмотрено 188 таких дел и осуждено 117 человек.

Исследование проводилось по данным Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие». Более 63% дел рассматривались в рамках ч. 3 ст. 183 УК РФ (незаконный сбор, разглашение, использование секретных сведений по сговору, в составе ОПГ или с отягчающими обстоятельствами, до пяти лет лишения свободы).

Более чем в 46% случаев деяния подсудимого квалифицировались по дополнительным статьям — чаще всего ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации) и ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).

Большинство ответчиков (70%) являлись рядовыми сотрудниками организации, 18% — сторонними нарушителями, более 10% — руководителями разного уровня.

Обвинительные приговоры вынесены по итогам разбирательства свыше 44% уголовных дел. Менее чем в 10% случаев осужденного отправили за решетку, в остальных судьи ограничились назначением штрафа, условного срока либо исправительных работ.

Самый суровый приговор был вынесен сотруднице Сбербанка — два года тюремного заключения (по всей видимости, прошлогодний вердикт по курскому делу о краже 2,4 млн руб. со счета доверчивого клиента, раскрывшего одноразовый код). Самый большой штраф, в 1 млн рублей, был назначен в 2020 году предпринимателю из Татарстана — по делу о краже коммерческой тайны, которое рассматривалось судом Владимирской области.

Исследователи также отметили, что в 80% случаев охраняемую законом информацию похищали у финансовых институтов и операторов связи. С этой целью осужденные использовали в основном мессенджеры и Сеть. Так, в начале 2019 года в Новосибирске тюремные сроки (правда, условные) получили бывшие сотрудники МТС, которые из корыстных побуждений украли данные более 500 тыс. абонентов.

Для профилактики преступлений, подпадающих под статью 183 УК РФ, компаниям рекомендуется использовать не только организационные, но и технические меры, в том числе возможности DLP и SIEM. Кстати, наличие DLP помогло «АКАДО-Екатеринбург» в 2017 году наказать двух мошенников, взломавших базу данных интернет-провайдера и похитивших ПДн части клиентов.

Бывшему сотруднику Google грозит 15 лет за кражу секретов ИИ-разработок

Большое жюри суда Северной Каролины утвердило обвинительное заключение по делу 38-летнего Линь-Вэй Дина (Linwei Ding), открытому в связи с кражей у Google более 2000 документов, связанных с разработками в сфере ИИ.

По версии следствия, Дин, проработавший в Google программистом с 2019 года до конца 2023-го, решил создать свой стартап в КНР и даже встречался с потенциальными инвесторами, попросив сослуживца прикрыть свое отсутствие в офисе.

Чтобы не начинать с чистого листа, предприимчивый инженер стал выкачивать данные из сети работодателя — о суперкомпьютерном ЦОД, специально построенном для ИИ, о софте для его управления, ИИ-моделях, приложениях, кастомных чипах.

Исходники он скачивал в Apple Notes на рабочем MacBook, а затем конвертировал их в PDF и под своим Google-аккаунтом выгружал в облако, чтобы замести следы. За две недели до увольнения Дин скачал все украденные секреты на свой персональный компьютер.

Когда пропажу обнаружили, техногигант обратился в суд. Арест подозреваемого в связи с выдвинутыми обвинениями состоялся в марте 2024 года.

Позднее выяснилось, что тот также подал заявку на участие в программе правительства КНР, призванной обеспечить приток в страну специалистов по исследованиям и разработке. Этот факт позволял трактовать кражу секретов Google как промышленный шпионаж в пользу иностранного государства.

В США Дину инкриминируют семь эпизодов хищения коммерческой тайны и семь эпизодов экономического шпионажа. По первой статье ему грозит до 10 лет лишения свободы, по второй — до 15 лет.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru