За кражу коммерческой тайны в России сажают менее чем в 10% случаев

За кражу коммерческой тайны в России сажают менее чем в 10% случаев

За кражу коммерческой тайны в России сажают менее чем в 10% случаев

Эксперты InfoWatch изучили официальную статистику по уголовным делам о незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (статья 183 УК РФ). Как оказалось, в период с 2019 года по 2021-й судами первой инстанции было рассмотрено 188 таких дел и осуждено 117 человек.

Исследование проводилось по данным Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие». Более 63% дел рассматривались в рамках ч. 3 ст. 183 УК РФ (незаконный сбор, разглашение, использование секретных сведений по сговору, в составе ОПГ или с отягчающими обстоятельствами, до пяти лет лишения свободы).

Более чем в 46% случаев деяния подсудимого квалифицировались по дополнительным статьям — чаще всего ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации) и ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).

Большинство ответчиков (70%) являлись рядовыми сотрудниками организации, 18% — сторонними нарушителями, более 10% — руководителями разного уровня.

Обвинительные приговоры вынесены по итогам разбирательства свыше 44% уголовных дел. Менее чем в 10% случаев осужденного отправили за решетку, в остальных судьи ограничились назначением штрафа, условного срока либо исправительных работ.

Самый суровый приговор был вынесен сотруднице Сбербанка — два года тюремного заключения (по всей видимости, прошлогодний вердикт по курскому делу о краже 2,4 млн руб. со счета доверчивого клиента, раскрывшего одноразовый код). Самый большой штраф, в 1 млн рублей, был назначен в 2020 году предпринимателю из Татарстана — по делу о краже коммерческой тайны, которое рассматривалось судом Владимирской области.

Исследователи также отметили, что в 80% случаев охраняемую законом информацию похищали у финансовых институтов и операторов связи. С этой целью осужденные использовали в основном мессенджеры и Сеть. Так, в начале 2019 года в Новосибирске тюремные сроки (правда, условные) получили бывшие сотрудники МТС, которые из корыстных побуждений украли данные более 500 тыс. абонентов.

Для профилактики преступлений, подпадающих под статью 183 УК РФ, компаниям рекомендуется использовать не только организационные, но и технические меры, в том числе возможности DLP и SIEM. Кстати, наличие DLP помогло «АКАДО-Екатеринбург» в 2017 году наказать двух мошенников, взломавших базу данных интернет-провайдера и похитивших ПДн части клиентов.

Die Welt: Запад тайно атакует Россию и Иран в киберпространстве

Запад, похоже, уже давно воюет в киберпространстве не только в обороне, но и в атаке. По данным немецкой газеты Die Welt, страны Запада перешли к проактивной киберстратегии, нацеленной на критическую инфраструктуру России и Ирана.

Как утверждает издание, речь идёт не о громких публичных операциях, а о тихих и незаметных кибератаках — в том числе о скрытом заражении компьютеров вредоносными программами.

Цель таких действий — разведка, сдерживание и потенциальное выведение из строя ключевых цифровых компонентов инфраструктуры.

Особую роль, по данным Die Welt, играет Эстония. Именно там расположен главный европейский хаб по анализу данных, киберзащите и «контркомпьютерным мерам». В Таллине, всего в десяти минутах от офиса премьер-министра, находится NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence (CCDCOE) — исследовательский центр НАТО по киберобороне.

Место выглядит соответствующе: колючая проволока, камеры наблюдения, усиленная охрана — сразу понятно, что объект военный.

По информации газеты, в центре НАТО работают около 70 специалистов, включая военнослужащих Бундесвера. Их задачи включают:

  • выявление и анализ кибератак;
  • консультации для стран — членов НАТО;
  • разработку и реализацию ответных мер, включая наступательные сценарии.

Иными словами, речь идёт не только о защите сетей, но и о подготовке активных киберопераций.

Die Welt прямо называет происходящее «невидимой войной» — конфликтом без танков и ракет, но с вредоносами, эксплойтами и закладками в инфраструктуре. По версии издания, западные государства уже давно считают киберпространство полноценным полем боя и действуют там соответствующим образом.

Официально такие операции, разумеется, не подтверждаются. Но публикация в Die Welt даёт редкий взгляд на то, как сегодня может выглядеть реальная киберконфронтация между государствами — тихая, скрытая и крайне далёкая от публичных заявлений о «чисто оборонительной» политике.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru