У APT-группы Nobelium появился кастомный Windows-загрузчик — Ceeloader

У APT-группы Nobelium появился кастомный Windows-загрузчик — Ceeloader

У APT-группы Nobelium появился кастомный Windows-загрузчик — Ceeloader

Наблюдатели из Mandiant обнаружили новый кастомный инструмент в арсенале APT29 (в Microsoft эту APT-группу называют Nobelium). Загрузчик Ceeloader избирательно устанавливается на Windows-машины после проникновения в сеть и обеспечивает скрытное исполнение вредоносного шелл-кода.

Кибергруппировка Nobelium, она же APT29, The Dukes и Cozy Bear, известна прежде всего громкой атакой на SolarWinds, затронувшей множество организаций по всему миру. За рубежом этим хорошо обеспеченным хакерам склонны приписывать российские корни.

Целью атак APT-группы является шпионаж; ее интересуют секреты правительственных учреждений, военных организаций, НКО, НИИ, ИТ-компаний, телеком-провайдеров. В своих вылазках Nobelium часто использует легитимные инструменты Windows, но всегда делает ставку на собственные разработки. Так, в атаке на SolarWinds засветился целый ряд новых кастомных зловредов — бэкдор Sunburst, обеспечивающий его установку Sunspot, бэкдоры GoldMax, Sibot и GoldFinder.

Теперь этот арсенал, по данным Mandiant, пополнился специализированным загрузчиком. Написанный на C вредонос Ceeloader примечателен тем, что поддерживает исполнение шелл-кода в памяти.

Код самого зловреда сильно обфусцирован: он щедро замусорен и часто без цели вызывает Windows API. Нужные вызовы при этом скрываются с помощью функции-обертки, которая расшифровывает имя API и динамически разрешает его перед вызовом.

Для коммуникаций Ceeloader использует HTTP, а ответы с C2-сервера расшифровывает, используя AES-256 в режиме CBC. Запрос HTTP содержит статически определенный ID (в сэмплах может варьироваться).

Установку Ceeloader осуществляет развернутый в сети Cobalt Strike Beacon; в зараженной системе создается плановое задание на запуск при каждом входе уровня SYSTEM. Специального механизма для обеспечения постоянного присутствия в системе у нового загрузчика нет. Целевую полезную нагрузку он скачивает из внешнего источника — эксперты выявили два таких WordPress-сайта, по всей видимости, скомпрометированных.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Баг в ПО привел к крупнейшему отзыву самолетов в истории авиации

Airbus объявил об отзыве около 6500 самолетов A320 из-за возможных сбоев в работе системы управления ELAC, возникающих при мощных солнечных вспышках. Поводом стала резкая потеря высоты во время рейса из мексиканского Канкуна в Ньюарк — лайнер совершил вынужденную посадку, и 15 пассажиров получили травмы.

Как сообщило агентство Reuters, решение об отзыве принято на основе расследования инцидента с самолетом A320 авиакомпании JetBlue.

Следствие установило, что причиной происшествия стало некорректное реагирование подсистемы ELAC на сильные солнечные вспышки. В результате система неверно интерпретировала движения штурвала. Производитель рекомендовал откатить обновление ПО L104 до предыдущей версии или заменить вычислительный модуль.

Под отзыв попали свыше 6000 самолетов A320. Авиакомпаниям Lufthansa, IndiGo, easyJet, JetBlue, American Airlines, Air France пришлось вывести из эксплуатации значительную часть парка, что вызвало массовые задержки и отмены рейсов в выходные. Только Air France в субботу отменила 35 рейсов.

В то же время IndiGo, easyJet, JetBlue и American Airlines самостоятельно произвели откат проблемного обновления — работа заняла всего несколько часов, что позволило избежать перебоев в расписании. Замена вычислительного модуля требуется только для наиболее старых самолетов.

«Предварительный анализ выпущенной директивы показал, что она не касается самолетов семейства Airbus A320, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями», — заявил официальный представитель Росавиации Артем Кореняко.

По данным источника РБК в отрасли, «иммунитет» российских A320 связан с тем, что их программное обеспечение из-за санкций не обновлялось с 2022 года. Проблемное обновление L104 вышло только в 2024-м.

Ранее серьезные проблемы были выявлены и в бортовом ПО самолетов Boeing 737 Max. Они привели к запрету полетов и масштабным последствиям для производителя.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru