Восемь новых семейств вредоносов для macOS появились в 2021 году

Восемь новых семейств вредоносов для macOS появились в 2021 году

Восемь новых семейств вредоносов для macOS появились в 2021 году

В 2021 году на ландшафте киберугроз появились восемь новых семейств вредоносных программ, заточенных под операционную систему macOS. Такой статистикой поделился Патрик Уордл, специализирующийся на кибербезопасности «яблочной» десктопной ОС.

Вот эти восемь новичков: ElectroRAT, SilverSparrow, XcodeSpy, ElectrumStealer, WildPressure, XLoader, ZuRu и CDDS (другое имя —  MacMa). Уордл опубликовал в блоге информацию по каждому из перечисленных вредоносов и даже выложил семплы зловредов, чтобы другие исследователи тоже смогли их «пощупать».

ElectroRAT — кросс-платформенный троян, появившийся в самом начале 2021 года и обеспечивающий операторам удалённый доступ к компьютеру жертвы. Его задача — украсть криптовалюту пользователей. Этот вредонос распространяется с помощью аналогичного софта и способен снимать скриншоты, записывать нажатия клавиш, загружать и выгружать файлы и выполнять команды.

SilverSparrow обнаружили в феврале. Несмотря на то что вредонос прямо или косвенно затронул около 30 тыс. устройств на macOS, он до сих пор остаётся достаточно странным зловредом, поскольку эксперты не понимают, как он распространяется.

XcodeSpy появился в марте и был изначально нацелен на разработчиков софта. Вредонос попадает на устройства жертв с помощью злонамеренных проектов Xcode, а после устанавливает бэкдор EggShell.

ElectrumStealer тоже был зафиксирован в марте, он также охотится на криптовалютные кошельки пользователей. С этой вредоносной программой связан интересный момент — Apple случайно «легитимизировала» ElectrumStealer.

WildPressure возник на ландшафте в июле и уже тогда атаковал промышленные предприятия на Среднем Востоке. Операторы WildPressure стартовали свои кампании в мае 2019-го, однако на тот момент они специализировались преимущественно на Windows.

XLoader — ещё один кросс-платформенный вредонос в подборке Уордла. По словам специалистов, это macOS-версия зловреда Formbook и его основная цель — воровать пароли.

ZuRu отметился в сентябре на территории Китая. Злоумышленники распространяют этот вредонос через поисковую выдачу Baidu. ZuRu демонстрирует навязчивую рекламу и доставляет на компьютер жертвы дополнительные трояны.

CDDS (MacMa) — последний зловред из списка, на него вышли эксперты Google. Хорошо подготовленная киберпреступная группировка использовала уязвимость нулевого дня в macOS для доставки CDDS гражданам Гонконга.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru