FIN7 атакует ритейлеров зловредными .doc, якобы созданными на Windows 11

FIN7 атакует ритейлеров зловредными .doc, якобы созданными на Windows 11

FIN7 атакует ритейлеров зловредными .doc, якобы созданными на Windows 11

Автором вредоносных рассылок, нацеленных на клиентов поставщика PoS-терминалов Clearmind Technology, вероятно, является криминальная группировка FIN7. К такому выводу пришли в Anomali, изучив содержимое вложений в письма злоумышленников с рекламой Windows 11 Alpha.

Судя по именам зловредных файлов, их рассылка стартовала в конце июня и продолжалась весь июль. Конечной целью атакующих являлась установка JavaScript-бэкдора, позволяющего красть финансовую информацию.

При открытии документа Microsoft Word, якобы призванного продемонстрировать возможности Windows 11, пользователю предлагалось для просмотра включить активный контент. Это действие запускало сильно обфусцированный макрос, загружающий на машину вредоносный JavaScript — вариант бэкдора, который FIN7 использует как минимум с 2018 года.

 

До подключения к своим серверам VBA-загрузчик извлекает из камуфляжного документа шифрованные списки и, руководствуясь ими, проводит ряд проверок: 

  • ищет имя домена CLEARMIND (связь с PoS-провайдером американских рителейров и владельцев отелей);
  • пытается определить язык, которым пользуется владелец компьютера;
  • ищет признаки виртуального окружения; 
  • удостоверяется в наличии приемлемого для работы объема памяти (не менее 4 Гбайт); 
  • через LDAP ищет объект RootDSE, с помощью которого можно получить имя домена в каталоге Active Directory, к которому привязан данный компьютер.

Если результаты проверок удовлетворительны, в папку временных файлов загружается word_data.js, также заполненный мусорными данными — для маскировки полезной нагрузки. установки JavaScript-бэкдора не происходит в тех случаях, когда обнаружен какой-либо язык из стоплиста (русский, украинский, молдавский, эстонский, сербский, серболужицкий, словацкий, словенский) или присутствие виртуальной машины (имена VMWare, VirtualBox, innotek, QEMU, Oracle, Hyper, Parallels).

Криминальная группировка FIN7, она же Carbanak, действует в интернете как минимум с середины 2015 года и до сих пор активна, несмотря на аресты участников. Вначале она атаковала только банки, но со временем стала также обращать внимание на организации, использующие PoS-оборудование.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru