Упрямый Android-зловред Joker опять просочился в Google Play Store

Упрямый Android-зловред Joker опять просочился в Google Play Store

Упрямый Android-зловред Joker опять просочился в Google Play Store

На Google Play найдено больше десятка приложений, загружающих троянскую программу Joker. С этим Android-зловредом Google борется уже несколько лет, но его создатели проявляют большое упорство и изобретательность, вновь и вновь обходя все проверки в магазине, чтобы вернуть свое детище на прилавок.

Троян Joker, он же Bread, появился на интернет-арене в 2017 году. К началу 2020-го Google совокупно удалила более 1,7 тыс. приложений, зараженных с целью распространения зловреда, а в минувшем сентябре его дважды пришлось изгонять из магазина.

Эта вредоносная программа примечательна тем, что скрытно оформляет подписку на премиум-услуги. Она также умеет перехватывать СМС, воровать конфиденциальные данные и список контактов, устанавливать бэкдор, генерировать фейковые отзывы, навязчиво показывать рекламу.

Для обхода защиты Google Play авторы Joker применяют различные уловки, привнося изменения в код. Так, два года назад исследователи из Trend Micro обнаружили, что троян стал прятать полезную нагрузку на GitHub. Анализ зараженных программ, найденных в этом году, показал, что зловред начал обращаться к C2-серверу, используя возможности Google-платформы Firebase.

Такое поведение демонстрировали следующие приложения (уже удалены из магазина):    

  • com.daynight.keyboard.wallpaper (Keyboard Wallpaper)
  • com.pip.editor.camera2021 (PIP Photo Maker 2021)
  • com.light.super.flashlight (Flashlight)
  • com.super.color.hairdryer (Sound Prank Hair Clipper, Fart, Crack Screen Prank)
  • com.super.star.ringtones (Pop Ringtones)
  • org.my.favorites.up.keypaper
  • com.hit.camera.pip
  • com.ce1ab3.app.photo.editor
  • cool.girly.wallpaper (SubscribeSDK; найден на VirusTotal)
  • com.photo.modify.editor (Picture Editor)
  • com.better.camera.pip (PIP camera – Photo Editor)
  • com.face.editor.photo (Photo Editor)
  • com.background.wallpaper.keyboard (Keyboard Wallpaper)

Как оказалось, авторы Joker также сменили полезную нагрузку и теперь используют дроппер. Его код сильно обфусцирован, каждая строка кодируется по base64, а затем применяется шифр AES. Ключ для расшифровки зловред запрашивает с C2-сервера.

Примечательно, что, попав на устройство, дроппер также собирает и отправляет своим хозяевам метаданные — информацию об источнике ссылки (рефере). Это навело исследователей на мысль, что Google Play в данном случае лишь один из каналов распространения инфекции.

После запуска основного модуля Joker собирает данные о зараженном устройстве и номер телефона. После этого он скачивает с C2-сервера код JavaScript и URL премиум-сервиса, а также создает в Actibity контейнер WebView для загрузки целевой страницы. Сценарий JavaScript при этом используется для автоматического оформления подписки.

Сайты, в пользу которых работает Joker, находятся в разных регионах и оформлены на различных языках — английском, немецком, португальском, испанском, арабском, тайском. Некоторые из них используют CAPTCHA, но зловред с успехом ее обходит. Каким образом его операторы извлекают выгоду из этого поведения, непонятно: все эти премиум-сервисы не предусматривают выплат за привлечение подписчиков. Однако повелителям Joker, по всей видимости, это зачем-то нужно, раз они так упорно стремятся сохранить все присутствие на Google Play.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru