ЛК зафиксировала резкий рост количества вредоносного спама

ЛК зафиксировала резкий рост количества вредоносного спама

В начале 2016 года резко выросло количество вредоносного спама, однако в целом объем нежелательных писем продолжает сокращаться. Так, в марте защитные решения «Лаборатории Касперского» предотвратили свыше 22 млн попыток заражения пользователей вредоносными вложениями, что более чем в 4 раза превышает среднемесячное значение предыдущего года.

Таковы итоги анализа спам-активности в первом квартале. Отчасти этот рост объясняется повышением активности программ-вымогателей, которые часто распространяются именно с помощью спама. Кроме того, в большинство браузеров уже добавлена защита от посещения зараженных и фишинговых сайтов, в то время как почтовые клиенты по-прежнему не настолько безопасны, а значит, через них заражать пользователей гораздо проще и удобнее.

 

Количество срабатываний почтового компонента антивируса у клиентов «Лаборатории Касперского» в I квартале 2016 г.

 

«Подтверждаются наши давние прогнозы о постепенной криминализации спама, повышении его опасности вместе со снижением его общей доли в почте. Мошенники используют разные методы, чтобы заставить пользователей потерять бдительность и открыть вредоносное письмо. Разнообразие языков, социальная инженерия, огромное количество различных типов вложений, полностью меняющийся текст в рамках одной рассылки, подделка сообщений под уведомления от крупных авторитетных организаций и сервисов — все это выводит спам на новый уровень опасности», — предупреждает Дарья Лосева, спам-аналитик «Лаборатории Касперского».

В связи с участившимися терактами в странах Европы и Азии терроризм стал в первом квартале одной из основных тем нежелательных сообщений. Злоумышленники распространяли письма, якобы содержащие вложение с информацией о том, как своевременно обнаруживать взрывные устройства. На самом деле в письме находился зловред, использующийся для кражи персональных данных, организации DDoS-атак и установки вредоносного ПО.

Вдобавок к появлению новых тем в нежелательных письмах наблюдается тенденция к сокращению их размера. В январе-марте сообщения, объем которых не превышает 2 Кб, перешагнули планку в 80% от всего объема спама. Например, «нигерийские» мошенники раньше в основном сочиняли длинные и убедительные истории, нередко в качестве доказательства приводя ссылки на статьи из известных СМИ, а теперь все чаще рассылают короткие послания с предложением выйти на связь и узнать подробности.

Всего в первом квартале доля спама в общемировом почтовом трафике составила 56%, а в российском почти 62%. При этом нежелательных писем, исходящих из России, стало меньше. Если по итогам прошлого года наша страна заняла по этому показателю второе место, то в начале этого спустилась на седьмую позицию.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru