ЛК зафиксировала резкий рост количества вредоносного спама

ЛК зафиксировала резкий рост количества вредоносного спама

В начале 2016 года резко выросло количество вредоносного спама, однако в целом объем нежелательных писем продолжает сокращаться. Так, в марте защитные решения «Лаборатории Касперского» предотвратили свыше 22 млн попыток заражения пользователей вредоносными вложениями, что более чем в 4 раза превышает среднемесячное значение предыдущего года.

Таковы итоги анализа спам-активности в первом квартале. Отчасти этот рост объясняется повышением активности программ-вымогателей, которые часто распространяются именно с помощью спама. Кроме того, в большинство браузеров уже добавлена защита от посещения зараженных и фишинговых сайтов, в то время как почтовые клиенты по-прежнему не настолько безопасны, а значит, через них заражать пользователей гораздо проще и удобнее.

 

Количество срабатываний почтового компонента антивируса у клиентов «Лаборатории Касперского» в I квартале 2016 г.

 

«Подтверждаются наши давние прогнозы о постепенной криминализации спама, повышении его опасности вместе со снижением его общей доли в почте. Мошенники используют разные методы, чтобы заставить пользователей потерять бдительность и открыть вредоносное письмо. Разнообразие языков, социальная инженерия, огромное количество различных типов вложений, полностью меняющийся текст в рамках одной рассылки, подделка сообщений под уведомления от крупных авторитетных организаций и сервисов — все это выводит спам на новый уровень опасности», — предупреждает Дарья Лосева, спам-аналитик «Лаборатории Касперского».

В связи с участившимися терактами в странах Европы и Азии терроризм стал в первом квартале одной из основных тем нежелательных сообщений. Злоумышленники распространяли письма, якобы содержащие вложение с информацией о том, как своевременно обнаруживать взрывные устройства. На самом деле в письме находился зловред, использующийся для кражи персональных данных, организации DDoS-атак и установки вредоносного ПО.

Вдобавок к появлению новых тем в нежелательных письмах наблюдается тенденция к сокращению их размера. В январе-марте сообщения, объем которых не превышает 2 Кб, перешагнули планку в 80% от всего объема спама. Например, «нигерийские» мошенники раньше в основном сочиняли длинные и убедительные истории, нередко в качестве доказательства приводя ссылки на статьи из известных СМИ, а теперь все чаще рассылают короткие послания с предложением выйти на связь и узнать подробности.

Всего в первом квартале доля спама в общемировом почтовом трафике составила 56%, а в российском почти 62%. При этом нежелательных писем, исходящих из России, стало меньше. Если по итогам прошлого года наша страна заняла по этому показателю второе место, то в начале этого спустилась на седьмую позицию.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Самые уязвимые мобильные приложения — сервисы доставки и онлайн-аптеки

Центр цифровой экспертизы Роскачества и группа компаний «Солар» проверили почти 70 популярных мобильных приложений — сервисы доставки еды, онлайн-аптеки, маркетплейсы, магазины электроники и DIY. Результаты оказались тревожными: в каждом втором приложении найдены уязвимости, которые позволяют злоумышленникам перехватывать данные пользователей и выполнять атаки «человек посередине» (MITM).

Исследование охватило приложения с рейтингом выше 4 звёзд и более чем 500 тысячами скачиваний. В выборку попали сервисы, которыми пользуются сотни миллионов россиян — от 50 млн клиентов служб доставки до 72 млн покупателей электроники и техники.

Большинство проверенных приложений работало под Android. Анализ проводился с помощью модуля SAST из состава Solar appScreener, использующего автоматический бинарный анализ — без реверс-инжиниринга.

Эксперты выделили пять основных категорий уязвимостей:

  • Обращение к DNS-серверам без защиты — встречается почти во всех приложениях. Такая ошибка позволяет хакерам перенаправлять трафик на поддельные серверы и похищать логины, пароли и токены авторизации.
  • Небезопасная рефлексия — открывает злоумышленнику доступ к внутренним функциям приложения и позволяет выполнять произвольный код.
  • Неправильная реализация SSL — делает возможной подмену сертификатов и перехват данных даже через HTTPS. Особенно часто эта уязвимость встречается в онлайн-аптеках (93%) и сервисах доставки (75%).
  • Слабые алгоритмы хеширования — например, использование MD5 без соли, что позволяет легко восстановить пароли из утекших баз.
  • Передача данных по HTTP вместо HTTPS — даёт возможность перехватить трафик и получить токены авторизации.

«Мошенники и хакеры значительно продвинулись в технологиях обмана пользователей. Сегодня важна не только цифровая грамотность, но и здоровое недоверие к любым входящим коммуникациям», — отметил Сергей Кузьменко, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества.

«Выявленные уязвимости открывают хакерам лёгкий доступ к личной и финансовой информации миллионов пользователей», — добавил Владимир Высоцкий, руководитель развития бизнеса Solar appScreener.

Эксперты призывают компании усилить контроль безопасности мобильных приложений и не полагаться на высокий рейтинг в магазинах — он не гарантирует защищённости.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru