Операторы ботнета сохраняли анонимность при помощи анонимайзера Tor

Операторы ботнета сохраняли анонимность при помощи анонимайзера Tor

Операторы ботнета сохраняли анонимность при помощи анонимайзера Tor

 Специалисты компании G-Data обнаружили ботнет, командные узлы которого скрывались при помощи анонимайзера Tor. Владельцы ботнета, состоящего из компьютеров под управлением операционной системы Windows, замаскировали свой C&C сервер под скрытую службу внутри сети Tor. C&C сервер использовал для связи с ботами обычный IRC протокол.

Как отмечают специалисты, владельцы ботнетов перешли на использование P2P архитектуры в течение нескольких последних лет, постепенно отказываясь от использования централизованных C&C серверов. Использование технологий P2P позволяет отдельным компьютерам бот-сети передавать команды другим компьютерам, входящим в данную сеть. Однако, подобная архитектура также имеет существенные недостатки, так как позволяет конкурентам либо специалистам, работающим на госструктуры, перехватывать управление ботнетом. Конечно, это можно сделать только в том случае, если ботнет не защищен сложным механизмом аутентификации.

Как отмечают сотрудники G-Data, использование Tor было единственным, что выделяет данный ботнет из ряда себе подобных.

Использование Tor позволяет владельцам ботнетов сохранять анонимность, так как использование IRC сервера в качестве скрытой службы усложняет задачу по его обнаружению.

Управляющий траффик ботнета шифруется средствами Tor. Это позволяет злоумышленникам обходить системы обнаружения вторжений, которые на сегодняшний день являются стандартным компонентом систем защиты современных предприятий. К тому же, заблокировать Tor крайне сложно с юридической точки зрения, так как в целом использование данного анонимайзера вполне законно, и его блокирование может рассматриваться как нарушение прав легитимных пользователей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru