В 2024 году утекли данные россиян: 89 млн имейлов и 240 млн телефонов

В 2024 году утекли данные россиян: 89 млн имейлов и 240 млн телефонов

В 2024 году утекли данные россиян: 89 млн имейлов и 240 млн телефонов

По данным. ГК «Солар», в 2024 году из российских компаний в Сеть утекло более 20 Тбайт персональных данных — суммарно 1,4 млрд записей, содержащих 89 млн имейл (на 38% меньше в сравнении с 2023 годом) и 240 млн номеров телефона (+7%).

Суммарно за год средствами Solar AURA в интернете было обнаружено 986 сообщений об утечках. В 48% случаев базы данных попали в открытый доступ, однако часть сведений в них была слита еще в 2023 и 2022 годах.

Сокращение числа адресов электронной почты в утечках аналитики объясняют ростом популярности использования телефонных номеров для авторизации на сайтах и сервисах и ожидают продолжения тренда в этом году.

Рейтинг отраслей по объему утечек возглавила сфера финансов: 39 инцидентов (четверть — в микрофинансовых организациях), более 410 млн записей ПДн. Второе непочетное место занял госсектор, третье — ретейл, где зафиксировано 267 инцидентов, в основном в небольших плохо защищенных магазинах.

 

Количество фишинговых ресурсов, выявляемых экспертами, за год увеличилось в 2,3 раза. В большинстве своем это поддельные страницы маркетплейсов и госпорталов, а также сайты, созданные для кражи учеток Telegram.

Особо специалисты отметили рост популярности PhaaS (phishing-as-a-service) — теневых сервисов, позволяющих поставить на поток создание фишинговых имитаций. 

«Мы рекомендуем всем организациям вне зависимости от объема бизнеса обеспечивать комплексный подход к информационной безопасности, который включает в себя не только внедрение специализированных решений от кибератак и внутренний мониторинг инфраструктуры, но и обучение сотрудников правилам кибергигиены и постоянный поиск внешних цифровых угроз», — советует, пользуясь случаем, замдиректора Solar AURA Александр Вураско.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru