В ходе фиджитал-турнира Игры Будущего было предотвращено 200 кибератак

В ходе фиджитал-турнира Игры Будущего было предотвращено 200 кибератак

В ходе фиджитал-турнира Игры Будущего было предотвращено 200 кибератак

Система кибербезопасности «Игр будущего», созданная на базе технологий Positive Technologies, позволила предотвратить около 200 инцидентов ИБ и полностью исключить недопустимые события — те, что могли бы сорвать глобальное мероприятие.

Международный турнир в формате функционально-цифрового спорта впервые провели в этом году в Казани; в нем приняли участие 260 команд и более 2 тыс. участников из разных стран. О вызовах и успехах защиты ИТ-инфраструктуры «Игр» специалисты рассказали на только что завершившемся киберфестивале Positive Hack Days.

Обеспечением кибербезопасности важного мероприятия занималась команда PT Expert Security Center (PT ESC) во взаимодействии с ведущими игроками российского рынка ИБ. Координация совместных усилий была возложена на Минцифры РФ и НКЦКИ.

На подготовительном этапе были определены недопустимые события (остановка турнира, прерывание трансляции, подмена транслируемого контента, кража / утечка персональных данных участников турнира и гостей) и меры по защите от них. После этого пришлось решать вопрос о создании нужной системы и ее развертывании в сжатые сроки — за несколько дней.

Итоговый центр противодействия киберугрозам (ЦПК) был способен обеспечить мониторинг событий безопасности и оповещений об атаках, проактивный поиск угроз и оперативное реагирование на инциденты в распределенной инфраструктуре (включала более 10 площадок).

Обработку оповещений, поступающих с 2 тыс. активов, выполняла MaxPatrol SIEM. В ходе «Игр» было сгенерировано 6 тыс. алертов; поток событий безопасности в среднем составил 10 тыс. в секунду.

С помощью системы PT Network Attack Discovery (PT NAD) удалось выявить и пресечь множество попыток заражения, в том числе в стиле WannaCry:

  • попытки эксплойта уязвимости CVE-2017-0144 (EternalBlue);
  • коммуникации с бэкдорами DoublePulsar;
  • сканирование для выявления открытых портов 445/SMB;
  • активность вредоносов WannaCry и Petya (найдено 39 узлов с признаками заражений).

Злоумышленники также проводили разведку, запускали сканы в поиске уязвимостей и создавали фишинговые ловушки. Обнаружить попытки взлома, применения RAT (TeamViewer, AnyDesk, RMS, Ammyy Admin, Radmin) и запрещенных VPN-клиентов помогала PT NAD; продукт также работал по заранее составленным белым спискам IP-адресов, позволяя блокировать DDoS-атаки.

Для оперативного устранения угроз на конечных устройствах, контроля безопасности буткемпа (150 узлов), защиты удаленных подключений по VPN использовались возможности MaxPatrol EDR. Выявление и устранение уязвимостей осуществлялись с помощью MaxPatrol VM.

В состав ЦПК были также включены PT NAD (помогла обнаружить криптомайнеры на 18 узлах) и PT Application Firewall (ежедневно фиксировал не менее 1 тыс. веб-атак, а во время праздничных церемоний — свыше 10 тысяч).

 

Параллельно с ЦПК был запущен пилотный MaxPatrol O2, который автоматически собирал и анализировал срабатывания средств защиты, проверял события и выделял заслуживающие внимания, экономя время специалистам.

«Перед метапродуктом стояла масштабная задача: помочь защитить сложную геораспределенную инфраструктуру «Игр Будущего», которая охватывала почти 1300 узлов и динамично изменялась в процессе мероприятия, — отметила Анастасия Важенина, руководитель практики развития метапродуктов PT. — MaxPatrol O2 успешно справился со своей задачей по защите такого крупного спортивного мероприятия и доказал, что его можно с уверенностью использовать в различных организациях и отраслях».

Разработка новосибирских ученых снизит галлюцинации ИИ

В Новосибирском государственном университете разработали библиотеку, которая повышает точность и надёжность ответов нейросетей и помогает снизить количество «выдуманных» или заведомо недостоверных ответов — так называемых ИИ-галлюцинаций. Решение получило название RAGU (Retrieval-Augmented Graph Utility) и основано на использовании графов знаний, отражающих связи между различными элементами информации.

Такие графы помогают нейросетям лучше понимать контекст запросов и выявлять неочевидные зависимости. В рамках проекта они были интегрированы с большими языковыми моделями, что позволило повысить качество генерации ответов.

«Саму концепцию придумали не мы. Архитектура GraphRAG была предложена в статье Microsoft, опубликованной около года назад. Идея оказалась удачной, но мы увидели ряд недостатков — в частности, очень долгий процесс построения графа знаний и недетерминированный результат. Наш подход позволил ускорить работу и повысить её надёжность», — рассказал научный сотрудник лаборатории прикладных цифровых технологий Международного научно-образовательного математического центра НГУ Иван Бондаренко.

В отличие от оригинального подхода Microsoft, новосибирские исследователи применили многошаговый метод формирования графа знаний. Это позволило существенно ускорить процесс и снизить требования к вычислительным ресурсам. Если в исходной реализации использовалось порядка 32 млрд параметров, то в RAGU их число удалось сократить почти на два порядка — не только без потери качества, но и с его заметным улучшением.

Помимо специалистов НГУ, в проекте участвовали представители других российских вузов, включая МГУ, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Университет науки и технологий МИСИС, Дальневосточный федеральный университет и Университет ИТМО.

Проект RAGU стал победителем в номинации «Инновации в области искусственного интеллекта» конкурса «Код без границ». Всего в конкурсе приняли участие более 200 проектов.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru