Телеком-провайдеров атакует загадочный Sandman, вооруженный Lua-бэкдором

Телеком-провайдеров атакует загадочный Sandman, вооруженный Lua-бэкдором

Телеком-провайдеров атакует загадочный Sandman, вооруженный Lua-бэкдором

В прошлом месяце в разных странах были зафиксированы атаки неизвестной ранее APT-группы. Мишенью во всех случаях являлись телеком-провайдеры, целью атак, по всей видимости, являлся шпионаж.

Проникнув в корпоративную сеть, злоумышленники, которых в SentinelOne нарекли Sandman, воруют админ-пароли, проводят разведку и взламывают заинтересовавшие их рабочие станции Windows, используя технику pass-the-hash. Внедряемый в системы модульный бэкдор нов и необычен: для его реализации используется компилятор LuaJIT.

Анализ показал, что вредонос, получивший кодовое имя LuaDream, качественно выполнен, получает поддержку и активно развивается. Метки времени компиляции и найденные в коде артефакты говорят о том, что Sandman начали готовиться к августовской кампании более года назад.

Процесс развертывания LuaDream в системе многоступенчатый, вредоносный код загружается непосредственно в память. В результате факт заражения может долго оставаться незамеченным.

 

Аналитики насчитали 13 основных компонентов бэкдора и 21 вспомогательный. Первостепенной задачей зловреда является эксфильтрация системных и пользовательских данных; он также осуществляет управление полученными плагинами, расширяющими его функциональность.

Для защиты от обнаружения и анализа вредоносу приданы различные антиотладочные средства. Для C2-коммуникаций вредонос устанавливает контакт с доменом mode.encagil[.]com, используя WebSocket. Дополнительные модули обеспечивают поддержку и других протоколов — TCP, HTTPS, QUIC.

Вредоносные программы на Lua очень редки, за последние десять лет было выявлено лишь несколько таких творений: шпион Flame, бэкдор Dino, тулкит Project Sauron, Linux-червь Shishiga. Исследователи не исключают, что LuaDream является вариантом зловреда DreamLand, упомянутого в отчете Kaspersky об APT-угрозах в I квартале 2023 года.

Каким образом Sandman получает первичный доступ к целевым сетям, не установлено. Атаки зафиксированы в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Южной Азии.

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

Solar CyberMir 7.4: единая оценка навыков и новая архитектура платформы

Группа компаний «Солар» представила новую версию своей платформы для киберучений — Solar CyberMir 7.4. Главное изменение — возможность формировать долгосрочные треки развития участников и видеть реальный рост их квалификации от одного соревнования к другому. Параллельно обновлена архитектура платформы: теперь организации получают больше самостоятельности в управлении инфраструктурой киберполигона.

Причина фокуса на развитии специалистов вполне объяснима. По данным исследования «Солара» и KASATKIN CONSULTING, около 30% позиций в ИБ-подразделениях крупных компаний остаются незакрытыми.

Киберучения тоже показывают: большинство участников на старте владеют навыками лишь на 20–30% от нужного уровня, а после серии практических активностей выходят на 60% и выше. «Солар» рассчитывает, что расширение доступных форматов — в том числе онлайн — поможет снизить кадровый разрыв.

Одно из ключевых нововведений — единая система оценки навыков. Теперь все активности на платформе — CTF, квесты, командные учения — оцениваются по общей матрице компетенций Solar Method. Это позволяет собрать цельный профиль специалиста вместо набора разрозненных результатов.

Руководители смогут отслеживать динамику роста навыков, сравнивать «розу ветров» компетенций сотрудников и понимать, какие области требуют развития. В «Соларе» отмечают, что подход меняет саму модель киберполигона: теперь это не только тренажёр, но и инструмент управления кадровым потенциалом команд SOC.

Платформа поддерживает более 30 форматов практики — от форензики и восстановления инфраструктуры до командных учений и различных форматов CTF. В основе — игровой движок Solar Quest, который добавляет в сценарии логику приключенческих игр. Это помогает точнее оценить, где специалист действует уверенно, а где теряет важные возможности реагирования.

Серьёзные изменения коснулись и инфраструктурной части. В CyberMir 7.4 реализована возможность запускать плейбуки прямо на существующих слотах инфраструктур. Клиенты могут самостоятельно менять тренировочную среду — добавлять компоненты, корректировать конфигурации — без обращения к вендору. Это ускоряет подготовку учений и облегчает адаптацию под отраслевую специфику или актуальные техники атак.

Технологическое ядро платформы также усилили: новая агентская архитектура управления виртуальной средой ускоряет подготовку к соревнованиям и повышает стабильность работы. Это критично для крупных компаний и вузов, где платформа используется в составе ПАК или on-premise.

Масштабируемость CyberMir 7.4 позволяет проводить как большие CTF-турниры до тысячи участников, так и командные противостояния Red vs Blue для сотен специалистов. В итоге новая версия делает платформу более гибким инструментом — и для подготовки начинающих специалистов, и для углублённой тренировки опытных команд SOC, что особенно важно в условиях растущего кадрового дефицита и увеличивающегося числа киберугроз.

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru