Российские мэрии и суды атакует новый вайпер

Российские мэрии и суды атакует новый вайпер

Российские мэрии и суды атакует новый вайпер

При разборе недавних вымогательских атак эксперты «Лаборатории Касперского» обнаружили новую вредоносную программу — CryWiper. Зловред действует, как шифровальщик: преобразует файлы, а затем требует выкуп, однако оказалось, что платеж не поможет вернуть данные, так как они стерты.

Жертвы нового вайпера — мэрии и суды; атаки CryWiper зафиксированы в нескольких регионах России. Вредонос по команде с C2 уничтожает содержимое баз данных, архивов, пользовательских документов, но обходит стороной файлы, необходимые для корректной работы системы. К обработанным файлам добавляется расширение .CRY.

«После заражения устройства CryWiper портил файлы и отображал сообщение с требованиями выкупа, — рассказал «Известиям» эксперт Kaspersky Федор Синицын. — В записке злоумышленники оставляли адрес электронной почты и биткоин-адрес кошелька, указав сумму за расшифровку более 500 тыс. рублей (0,5 BTС)».

Заблокированные файлы, по словам Синицына, невозможно восстановить, даже если уплатить выкуп. Анализ кода показал, что удаление содержимого — не ошибка разработчика, а изначальный замысел.

Как выяснилось, о появлении CryWiper знают также в Positive Technologies. Комментируя новинку для журналистов, представитель ИБ-компании Алексей Вишняков отметил, что похожую схему использует обнаруженный в начале года WhisperGate, который к тому же стирает MBR.

Для защиты от подобных атак опрошенные специалисты рекомендуют запретить подключение по RDP из общественных сетей, а также регулярно обновлять используемый софт и VPN-решения. Восстановить данные в случае заражения поможет бэкап — при условии, что резервные копии создаются регулярно.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru