В России может появиться новый состав преступлений — дроперство

В России может появиться новый состав преступлений — дроперство

В России может появиться новый состав преступлений — дроперство

МВД РФ вместе с другими ведомствами прорабатывает вопрос о введении уголовной ответственности за пособничество кибермошенникам — перевод и обналичивание денег, украденных со счетов жертв. Об этом стало известно на круглом столе МИЦ «Известия», где присутствовал врио замначальника управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента министерства Роман Бубнов.

Представитель МВД подчеркнул, что основным способом минимизации кибермошенничества являются превентивные меры, которые можно разделить на два направления: повышение осведомленности населения и совершенствование законодательства. Сейчас суды рассматривают помощь преступникам в отмывании денег в рамках статьи 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность, до семи лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей); силовики предлагают вынести такие деяния в отдельный состав. 

Посредники, помогающие киберворам выводить чужие деньги на подставные счета и обналичивать их через банкоматы, известны в ИБ-сообществе как «денежные мулы» (money mule), или дропы. Их обычно вербуют в соцсетях, на сайтах знакомств, через доски объявлений, суля легкий заработок.

При этом наемник зачастую даже не осознает, что становится соучастником преступления. Предприимчивые рекрутеры создают для киберкриминала специальные сервисы по отмыванию денег, а в прошлом многие ОПГ обзаводились собственной сетью дропов, действия которых координировал специально назначенный «менеджер».

В настоящее время перевод денег из России за рубеж осложнен из-за санкций, и спрос на агентов по отмыванию денег растет — в особенности на обладателей криптокошельков. Доверчивым россиянам предлагают сотни тысяч рублей за проводку средств через их собственные или специально открытые счета. 

По оценкам ИБ-проекта «Мошеловка», выручка современного дропа может составлять до 40% от суммы перевода, и это многих привлекает, в первую очередь подростков. К сожалению, в России таким людям пока часто удается избежать ответственности.

«Мы пытаемся давать юридическую оценку их действиям, получается в разных случаях по-разному, — пояснил Бубнов. — Есть случаи, когда привлекаем к ответственности тоже как соучастников». 

Выявить дропа намного легче, чем работодателя, которому он помогает скрывать происхождение денежных средств. Опрошенные «Известиями» эксперты сошлись во мнении, что введение уголовной ответственности за дроперство юных граждан не остановит, но может испортить им будущее, поэтому делать это нужно очень осторожно и параллельно усилить работу с родителями. 

МВД продвигает еще одну меру по профилактике кибермошенничества — введение механизмов дополнительной идентификации личности при использовании ДБО. Силовики предлагают ограничить возможность подключения новых абонентских номеров к сервисам «Мобильный банк»: для этого клиент должен будет лично обратиться в офис банка. Подобная мера позволит исключить схему отъема денег, при которой мошенник добывает ПДн гражданина или взламывает личный кабинет либо приложение и привязывает свой номер к целевому аккаунту.

Вместе с тем представитель министерства отметил, что эффективность расследования киберпреступлений растет. В 2021 году за их совершение к уголовной ответственности привлечено более 86 тыс. лиц, за пять месяцев этого года — уже 20 тысяч.

Конституционный суд упростил иски для жертв телефонного мошенничества

Конституционный суд подтвердил право жертв телефонного мошенничества обращаться в суд по месту своего жительства, а не по месту проживания ответчика. Ранее, исходя из положений статей 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды нередко требовали подавать иски о возмещении ущерба именно по месту жительства ответчика.

С жалобой в высшую судебную инстанцию обратилась жительница Ставропольского края, сообщает «Российская газета».

Женщина стала жертвой злоумышленников, которые получили доступ к её онлайн-банку и похитили значительную сумму денег. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако его приостановили из-за неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

В ходе расследования при этом удалось установить номер банковской карты дропа. Потерпевшая подала иск к владельцу карты о взыскании неосновательного обогащения, однако суды отклонили обращения «за нарушение принципа подсудности», поскольку ответчик проживал в Московской области. Поездка в другой регион, как указала заявительница, была для неё связана с «болезненными и практически непреодолимыми трудностями».

Судьи Конституционного суда напомнили, что право на судебную защиту предполагает эффективное восстановление нарушенных прав и свобод посредством правосудия.

«Актуальная социально-криминологическая обстановка и меняющийся характер и динамика преступности дают дополнительные основания для совершенствования гарантий доступности правосудия для потерпевших от преступлений, — приводит издание выдержку из решения Конституционного суда. — При этом учёту подлежат особенности правовой природы отношений собственности как объекта посягательства и такого их предмета, в качестве которого выступают деньги, способные поступать в результате хищения в распоряжение лиц, находящихся в самых разных, в том числе весьма удалённых от места жительства потерпевшего, местах».

В итоге Конституционный суд признал необходимость отступления от принципа территориальной подсудности при подаче исков жертвами мошенников. В суде указали, что следование прежнему подходу смещает баланс в пользу потенциального ответчика, и такой дисбаланс должен быть устранён, в том числе на законодательном уровне.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru