Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Согласно статистике Банка России, в прошлом году мошенники украли у держателей счетов около 13,6 млрд рублей, совершив более 1 млн несанкционированных операций. Кредитно-финансовым организациям удалось вернуть клиентам только 6,8% похищенного (920,5 млн руб.) — против 11,3% в 2020 году и 14,6% в 2019-м.

В прошлом году Центробанк придумал, как увеличить долю возврата по мошенническим платежам, предложив автоматически блокировать счет получателя перевода по обращениям граждан, а также упростить судебную процедуру. Эта инициатива не получила большой поддержки: участники рынка опасались, что новый порядок усложнит систему контроля в банках и повысит процент ошибочных блокировок.

По новым данным, количество и объем операций без согласия клиентов за год увеличились на 33,8 и 38,8% соответственно. Регулятор объяснил эту тенденцию активным развитием новых дистанционных платежных сервисов и ростом объема денежных переводов с использованием платежных карт и других электронных средств платежа (ЭСП).

Доля несанкционированных операций в общем объеме ЭСП-переводов составила 0,00130%, то есть осталась в допустимых пределах (до 0,005%), но превысила предыдущие показатели. Чаще всего мошенники, как и прежде, полагались на социальную инженерию — в 49,4% случаев против 61,8% годом ранее и 68,6% в 2019 году.

У физлиц злоумышленникам удалось украсть 12,1 млрд рублей, остальное они выудили у компаний. Индивидуальные потери граждан в среднем составили 11,8 тыс. руб., юрлиц — 349,6 тыс. рублей.

Наибольшее количество мошеннических транзакций было совершено при оплате товаров и услуг в интернете (CNP) — 742,3 тыс., общим объемом 4,1 млрд рублей. Еще больше обманщикам удалось украсть через системы ДБО (мобильные приложения, личные кабинеты на сайтах) — 6 млрд руб., при этом в 78% случаев они использовали элементы социальной инженерии.

Сценарии мошенничества с использованием телефонной связи, согласно ЦБ, почти не изменились. Злоумышленники обычно звонили от имени ИБ-службы банка, правоохранительных органов либо попросту использовали автообзвон. За год регулятор инициировал блокировку свыше 179 тыс. телефонных номеров, задействованных в мошеннических схемах. А передача списка банковских контактов операторам связи позволила заблокировать более 2 млн вызовов, совершенных путем подмены номера.

Фишинговые сайты в большинстве случаев имитировали ресурсы действующих банков или ретейлеров. Мошенники также активно привлекали посетителей, обещая компенсационные выплаты от имени госорганов или оплату участия в тестах и опросах. За год Центробанк направил в адрес регистраторов доменов информацию о 6213 ресурсах, созданных со злым умыслом.

 

В прошлом году регулятор финансовой сферы получил право инициировать блокировку мошеннических сайтов во внесудебном порядке. Этой возможностью он воспользовался 3100 раз — в основном с целью пресечения махинаций на фондовом рынке и ликвидации финансовых пирамид. Ускоренная процедура, по оценкам, позволила сократить время жизни таких ресурсов с нескольких недель до нескольких суток.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В Екатеринбурге лжемастера с сайтами на нейросетях берут втрое больше

В Екатеринбурге орудуют лжемастера, взимающие в два-три раза больше за ремонт бытовой техники. Они работают через онлайн-площадки и активно используют нейросети. Благодаря приёмам поисковой оптимизации эти ресурсы попадают в топ поисковой выдачи. Также мошенники размещают свои объявления на профильных классифайдах.

Как выяснило издание 66.RU, в городе действуют десятки мошеннических сервисов, которые завлекают клиентов рассказами о многолетнем опыте работы. Контент для таких сайтов зачастую создаётся с помощью нейросетевых инструментов.

Один из читателей издания обратился за ремонтом посудомоечной машины через сайт, найденный в поиске. Приехавший мастер выполнил работу, но потребовал 34 тысячи рублей — более чем в два раза выше среднерыночной стоимости.

Позже выяснилось, что указанный на сайте адрес не существует. Затем он был заменён на другой — в торговом центре, где никакой сервисной компании нет и никогда не было. Более того, лица сотрудников на сайте оказались сгенерированы нейросетью.

Журналисты обнаружили, что в верхней части поисковой выдачи по запросам о ремонте бытовой техники находятся сайты компаний, которые заявляют о многолетнем опыте, но зарегистрированы только в 2024–2025 годах. Это явное несоответствие указывает на мошеннический характер таких организаций.

На классифайдах также нашлись десятки однотипных объявлений с шаблонными положительными отзывами. Часто используются одни и те же фотографии — причём те же изображения встречаются в аналогичных объявлениях из других городов. В ряде случаев администрации сайтов уже начали блокировать такие публикации.

«Привлечь к ответственности или вернуть деньги в таких случаях крайне сложно. Фактически наказать человека, взявшего деньги, можно только в том случае, если ремонт не был проведён. Зная это, недобросовестные мастера формально выполняют какие-либо действия — иногда даже не связанные с реальной проблемой — или берут оплату наличными, чтобы было невозможно доказать сам факт передачи денег», — объяснил изданию адвокат Георгий Краснов.

Юрист рекомендует заранее согласовывать все условия и никогда не вносить предоплату. В случае завышения стоимости следует ссылаться на ранее достигнутые договорённости. Также важно проверять документы мастера.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru