Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Банки вернули россиянам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году

Согласно статистике Банка России, в прошлом году мошенники украли у держателей счетов около 13,6 млрд рублей, совершив более 1 млн несанкционированных операций. Кредитно-финансовым организациям удалось вернуть клиентам только 6,8% похищенного (920,5 млн руб.) — против 11,3% в 2020 году и 14,6% в 2019-м.

В прошлом году Центробанк придумал, как увеличить долю возврата по мошенническим платежам, предложив автоматически блокировать счет получателя перевода по обращениям граждан, а также упростить судебную процедуру. Эта инициатива не получила большой поддержки: участники рынка опасались, что новый порядок усложнит систему контроля в банках и повысит процент ошибочных блокировок.

По новым данным, количество и объем операций без согласия клиентов за год увеличились на 33,8 и 38,8% соответственно. Регулятор объяснил эту тенденцию активным развитием новых дистанционных платежных сервисов и ростом объема денежных переводов с использованием платежных карт и других электронных средств платежа (ЭСП).

Доля несанкционированных операций в общем объеме ЭСП-переводов составила 0,00130%, то есть осталась в допустимых пределах (до 0,005%), но превысила предыдущие показатели. Чаще всего мошенники, как и прежде, полагались на социальную инженерию — в 49,4% случаев против 61,8% годом ранее и 68,6% в 2019 году.

У физлиц злоумышленникам удалось украсть 12,1 млрд рублей, остальное они выудили у компаний. Индивидуальные потери граждан в среднем составили 11,8 тыс. руб., юрлиц — 349,6 тыс. рублей.

Наибольшее количество мошеннических транзакций было совершено при оплате товаров и услуг в интернете (CNP) — 742,3 тыс., общим объемом 4,1 млрд рублей. Еще больше обманщикам удалось украсть через системы ДБО (мобильные приложения, личные кабинеты на сайтах) — 6 млрд руб., при этом в 78% случаев они использовали элементы социальной инженерии.

Сценарии мошенничества с использованием телефонной связи, согласно ЦБ, почти не изменились. Злоумышленники обычно звонили от имени ИБ-службы банка, правоохранительных органов либо попросту использовали автообзвон. За год регулятор инициировал блокировку свыше 179 тыс. телефонных номеров, задействованных в мошеннических схемах. А передача списка банковских контактов операторам связи позволила заблокировать более 2 млн вызовов, совершенных путем подмены номера.

Фишинговые сайты в большинстве случаев имитировали ресурсы действующих банков или ретейлеров. Мошенники также активно привлекали посетителей, обещая компенсационные выплаты от имени госорганов или оплату участия в тестах и опросах. За год Центробанк направил в адрес регистраторов доменов информацию о 6213 ресурсах, созданных со злым умыслом.

 

В прошлом году регулятор финансовой сферы получил право инициировать блокировку мошеннических сайтов во внесудебном порядке. Этой возможностью он воспользовался 3100 раз — в основном с целью пресечения махинаций на фондовом рынке и ликвидации финансовых пирамид. Ускоренная процедура, по оценкам, позволила сократить время жизни таких ресурсов с нескольких недель до нескольких суток.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

УБК МВД предупреждает о новой схеме перехвата платежных данных

Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России (УБК МВД) предупреждает о новой схеме мошенничества, основанной на перехвате платёжных данных через функцию демонстрации экрана.

Как сообщает официальный телеграм-канал УБК МВД «Вестник киберполиции России», злоумышленники ищут потенциальных жертв среди людей, которые подыскивают работу или подработку.

Чаще всего аферисты предлагают вакансию помощника для пожилого человека, в обязанности которого входит закупка продуктов и лекарств.

После этого мошенники переводят общение в мессенджер, где передают списки покупок и якобы отправляют деньги для их оплаты.

Чтобы внушить доверие, жертве направляют поддельное СМС-сообщение от банка о переводе средств. Таким образом создаётся иллюзия реальной финансовой операции и укрепляется вера в «работодателя».

Под предлогом контроля расходов аферисты просят включить демонстрацию экрана. Это позволяет им перехватывать реквизиты онлайн-банка, включая коды из СМС или push-уведомлений, используемые для двухфакторной аутентификации.

В УБК МВД напомнили: ни при каких обстоятельствах нельзя включать демонстрацию экрана при общении с незнакомыми людьми.

Популярность этой мошеннической техники резко выросла в 2024 году. По данным Банка России, на такие схемы приходилось до 20% дистанционных хищений, общий ущерб составил около 1 млрд рублей. Массово применять её начали уже в январе 2024 года.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru