Банку России разрешили блокировать сайты мошенников без санкции суда

Банку России разрешили блокировать сайты мошенников без санкции суда

Банку России разрешили блокировать сайты мошенников без санкции суда

Сегодня, 1 декабря, вступил в силу закон, в соответствии с которым блокировка мошеннических сайтов по инициативе Банка России может осуществляться во внесудебном порядке. Это позволит ускорить процедуру, на которую ранее уходило несколько недель, а то и месяцы.

Федеральный закон № 250 от 1 июня 2021 года вносит соответствующие поправки в ряд законодательных актов: «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «О Центральном банке РФ», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О национальной платежной системе», КоАП. Новый механизм блокировки может также применяться к сайтам мошенников в иностранных доменных зонах (COM, NET, UK и проч.).

Ускоренная процедура блокировки уже опробована и выглядит следующим образом. Председатель ЦБ или его заместитель передают списки мошеннических сайтов в Генпрокуратуру, а там уже направляют требование о внесудебной блокировке в Роскомнадзор.

По оценкам Центробанка, время реагирования при этом должно сократиться до двух-трех дней. Регулятор надеется, что новый порядок поможет снизить риски для потребителей финансовых услуг и сократить число пострадавших от действий мошенников, создающих финансовые пирамиды и сайты, вводящие пользователей в заблуждение.

Центробанк теперь также может обращаться в суд с ходатайством об ограничении доступа к сайтам, представляющим угрозу информационной безопасности кредитно-финансовых организаций. Рассмотрение дел о блокировке мошеннических сайтов будет проходить в соответствии с КоАП.

Директор департамента проектирования компании «Газинформсервис» Александр Калита:

«С одной стороны, появление данного закона — это хороший знак того, что проблема мошенничества в интернете привлекла внимание властей и ЦБ. С другой стороны, создание новых сайтов занимает минуты, поэтому блокировка просто замедлит и усложнит работу мошенникам. Борьба с фишинговыми сайтами — это не более чем попытка вылечить симптомы болезни, без устранения причин появления самой болезни. В первую очередь необходимо проводить борьбу с самими мошенниками, повышать финансовую грамотность населения, устранять векторы распространения фишинговых писем.

Как вариант, необходимо, чтобы в борьбу с мошенническими сайтами и рассылками включились хостеры веб-сайтов, поисковые системы и компании, предоставляющие услуги электронной почты. Возможно, правильным решением стало бы создание системы, которая выявляла бы фишинговые сайты на уровне поисковых сервисов, уведомляла бы хостера веб-сайта о наличии у него фишингового сайта, чтобы хостер мог принять решение о блокировке ресурса».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru