Банк России: за год мошенники украли у граждан почти 10 млрд рублей

Банк России: за год мошенники украли у граждан почти 10 млрд рублей

Банк России: за год мошенники украли у граждан почти 10 млрд рублей

По данным Банка России, в прошлом году количество мошеннических операций с использованием электронных средств платежа (ЭСП) увеличилось на 34%, а их объем — в полтора раза (до 9777,3 млн рублей против 6425,8 млн в 2019 году). Доля несанкционированных транзакций, проведенных посредством использования социальной инженерии, снизилась с 68,6 до 61,8%.

Эти цифры приведены в «Обзоре операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций за 2020 год», опубликованном (PDF) на сайте Банка России. В этом документе также отмечен общий рост количества и объема ЭСП-операций (на 23 и 28% соответственно), которому в большой мере способствовал всеобщий переход на удаленный режим работы.

Доля мошеннических транзакций при этом составила чуть больше 1 копейки на каждую 1 тыс. рублей. В ЦБ этот успех объясняют эффективностью автоматизированной системы «ФИД-АнтиФрод», к которой подключены все банки, работающие в России. К концу 2020 года в ней накопилось более 43 тыс. уникальных признаков операций, совершенных без согласия клиентов.

Большинство несанкционированных ЭСП-транзакций в настоящее время проводится с использованием элементов социальной инженерии, но таких инцидентов, согласно статистике ЦБ, стало меньше. Аналитики полагают, что немалую роль здесь сыграли совместные усилия Центробанка, финансовых организаций и правоохранительных органов, направленные на повышение уровня киберграмотности населения.

Индивидуальные потери клиентов банков – физлиц в результате одной мошеннической транзакции в среднем составили 11,4 тыс. руб., юрлиц — 347,8 тыс. рублей. Банки совокупно вернули (возместили) клиентам 1104,6 млн рублей, похищенных мошенниками (11,3%).

Как и годом ранее, больше всего краж пришлось на операции по оплате товаров и услуг в интернете (CNP-транзакции) — российские банки зафиксировали  585,3 тыс. таких инцидентов. Совокупный ущерб при этом составил 4229,1 млн руб., и банки вернули клиентам 19,2% от этой суммы.

Объем краж через банкоматы и терминалы по сравнению с 2019 годом возрос на 40%, через системы ДБО — на 70%. В последнем случае столь значительный рост, по словам аналитиков, обусловлен большой отдачей от таких атак: остаток на счетах, доступных в ДБО, может существенно превышать размер сделки в интернете. Мошенники, нацеленные на системы ДБО, также чаще прибегают к социальной инженерии — в 80%, согласно статистике Центробанка.

В 31% российских компаний отсутствует стратегия внедрения средств ИБ

По данным MWS Cloud (входит в МТС Web Services), стратегию внедрения средств кибербезопасности имеют лишь 42% российских компаний. У 27% бизнес-структур она находится в стадии разработки, а у 31% таковой нет.

Проведенное исследование также показало, что российский бизнес осознает необходимость вкладываться в ИБ, однако небольшие предприятия ожидаемо отстают по наличию стратегии на этом направлении (из-за ограниченных ресурсов). У крупных компаний показатель составил 58-68%, у мини и микро — лишь 31%.

Решения в отношении СЗИ обычно принимает руководство: в 66% случаев — директор по инфраструктуре, в 18% — гендиректор, в 8% — директор по кибербезу. На внедрение таких решений в российских компаниях чаще всего уходит от одного до шести месяцев, в 14% случаев — более 1 года.

Две трети крупных бизнес-структур предпочитают пользоваться облачными ИБ-услугами, в СМБ показатели скромнее (от 24 до 29%).

«Отраслевой срез показывает, что лидерами по доле средств кибербезопасности в облаке являются ИТ, сегмент развлечений и медиа, а также наука и образование (средняя доля около 36%), — отметил директор по продуктам MWS Cloud Михаил Тутаев. — Для транспорта и ретейла также характерны высокие значения (24–27%)».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru