Банк России: целевые атаки на финансовые институты почти прекратились

Банк России: целевые атаки на финансовые институты почти прекратились

Банк России: целевые атаки на финансовые институты почти прекратились

По оценке Банка России, в прошлом году количество атак, нацеленных на кражу ПДн клиентов кредитно-финансовых организаций с помощью социальной инженерии, существенно увеличилось. Возрос также спрос на такую информацию и услуги по оценке состояния банковских счетов. Число целевых атак на банки с использованием вредоносных программ продолжает снижаться; взломы сетей таких учреждений стали редким явлением, и ущерб от них минимален.

Таковы выводы, приведенные Центробанком в обзоре (PDF) «Основные типы компьютерных атак в кредитно-финансовой сфере в 2019–2020 годах». Учащение атак на клиентуру банков регулятор связал с переводом деловых операций в дистанционный формат из-за COVID-19.

В подтверждение тенденции к снижению хакерской активности в сфере финансов ЦБ приводит такие цифры: в прошлом году от банков было получено 968 сообщений об атаках с использованием вредоносных программ и выявлено 1300 образцов зловредов (в основном шпионов); годом ранее эти показатели составили 1723 и 1581 соответственно. Доставка вредоносов через рассылки на email-адреса сотрудников теряет популярность; шифровальщиков стало заметно меньше, атаки на банкоматы почти прекратились, — зато появились хакеры, специализирующиеся на взломе банковских мобильных приложений.

По мнению экспертов ЦБ, сокращения числа целевых атак на банки удалось добиться благодаря развитию систем управления информационной безопасностью банков и повышению профессионального уровня их сотрудников. Пресечь вредоносную активность на ранней стадии также помогает информационный обмен через автоматизированную систему обработки инцидентов, работающую на базе Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (АСОИ ФинЦЕРТ). Российские правоохранительные органы тоже вносят свою лепту, воюя с организованной преступностью в тесном контакте с зарубежными коллегами.

В условиях всеобщего перехода на удаленку злоумышленники переключили свое внимание на клиентов финансовых институтов — по данным ЦБ, количество таких инцидентов за год выросло на 88%. Пытаясь заполучить ключи к банковскому счету, авторы атаки, как правило, используют элементы социальной инженерии и предпочитают вступать в контакт с намеченной жертвой, используя телефонную связь.

В 2020 году Банк России выявил и инициировал блокировку 26,4 тыс. телефонных номеров, используемых мошенниками, — почти в два раза больше (на 86%), чем в предыдущем году. Производя обзвон, злоумышленник чаще всего представляется сотрудником службы безопасности банка или просто говорит, что звонит из кредитной организации, в которой у адресата открыт счет. В конце прошлого года ФинЦЕРТ также зафиксировал рост числа атак, в ходе которых мошенники пытались прикрыться именем того или иного органа правоохраны.

«В 2020 году наибольшее влияние на сферу информационной безопасности финансового рынка оказала пандемия коронавируса, — комментирует заместитель председателя Банка России Герман Зубарев. — И если банки в целом успешно действовали в сложившихся условиях, то их клиенты – физические лица оказались менее подготовлены к такому росту активности злоумышленников. Наиболее острой остается проблема телефонного мошенничества. Для ее решения необходима координация взаимодействия всех заинтересованных организаций, в том числе операторов мобильной связи и государственных структур, а также активная работа со стороны банков по информированию своих клиентов о рисках обмана».

За год Центробанк также инициировал блокировку около 7,7 тыс. мошеннических сайтов. Более 1 тыс. из них имитировали банковские ресурсы — против 561 в 2019 году. В начальный период пандемии, с марта по май, с подачи ЦБ было заблокировано 2,2 тыс. поддельных сайтов, связанных с темой COVID-19.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Вон из Telegram: мошенники создали Android-приложение для онлайн-знакомств

Специалисты компании F6 выявили новую схему мошенничества, в которой злоумышленники маскируют вредоносное Android-приложение под бренд известного сервиса знакомств. Жертвам предлагают установить программу и «оформить подписку за 1 рубль», вводя данные банковской карты. После этого мошенники получают доступ к счёту.

За первый месяц такой схемы пострадали более 120 человек, общий ущерб превысил 1,1 млн рублей.

Исследователи уточняют, что настоящий сервис знакомств, именем которого прикрываются мошенники, не имеет собственного приложения и работает через телеграм-бота и социальные сети. Этим злоумышленники и пользуются, создавая поддельное Android-приложение, способное перехватывать входящие СМС.

Поиск жертв идёт двумя путями:

  • через того самого телеграм-бота, чьё имя используют мошенники;
  • через сторонние сайты, чаты знакомств и похожие боты.

На первом этапе злоумышленник общается с жертвой от лица «привлекательной девушки». В какой-то момент он «невзначай» упоминает приложение: якобы через Telegram неудобно общаться или в приложении проще найти собеседника. После этого жертве присылают ссылку на загрузку.

Приложение имитирует создание анкеты: спрашивает пол, цель знакомств, предпочтения. Затем просит ввести имя и «пригласительный код». Последний нужен не жертве, а мошеннику — чтобы пометить конкретного пользователя и получить свою долю, если операция окажется успешной.

 

Финальный шаг — оформление «подписки». Приложение показывает два варианта:

  • «бесплатный» доступ за 1 рубль;
  • «премиум» за 100 рублей.

В обоих случаях необходимо ввести данные банковской карты. После ввода информация уходит мошенникам, которые пытаются списать деньги со счёта.

 

Пользователи Android особенно уязвимы: вредонос способен перехватывать входящие СМС, поэтому человек может не заметить коды подтверждения при списаниях.

Для владельцев iPhone мошенники используют отдельный фейковый сайт с предложением «подписки за 1 рубль». Но там подтверждение операций всё равно требует ввода кода, поэтому обман сложнее скрыть.

Кибергруппа работает только по пользователям из России. С 10 октября от её действий пострадали более 120 человек, средний ущерб составил около 8,6 тыс. рублей.

По словам аналитиков, мошенники копируют бренды сервисов знакомств — особенно тех, у кого нет мобильного приложения. Это позволяет выдавать подделку за «официальный продукт» и снижает подозрения у пользователей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru