Банк России: целевые атаки на финансовые институты почти прекратились

Банк России: целевые атаки на финансовые институты почти прекратились

Банк России: целевые атаки на финансовые институты почти прекратились

По оценке Банка России, в прошлом году количество атак, нацеленных на кражу ПДн клиентов кредитно-финансовых организаций с помощью социальной инженерии, существенно увеличилось. Возрос также спрос на такую информацию и услуги по оценке состояния банковских счетов. Число целевых атак на банки с использованием вредоносных программ продолжает снижаться; взломы сетей таких учреждений стали редким явлением, и ущерб от них минимален.

Таковы выводы, приведенные Центробанком в обзоре (PDF) «Основные типы компьютерных атак в кредитно-финансовой сфере в 2019–2020 годах». Учащение атак на клиентуру банков регулятор связал с переводом деловых операций в дистанционный формат из-за COVID-19.

В подтверждение тенденции к снижению хакерской активности в сфере финансов ЦБ приводит такие цифры: в прошлом году от банков было получено 968 сообщений об атаках с использованием вредоносных программ и выявлено 1300 образцов зловредов (в основном шпионов); годом ранее эти показатели составили 1723 и 1581 соответственно. Доставка вредоносов через рассылки на email-адреса сотрудников теряет популярность; шифровальщиков стало заметно меньше, атаки на банкоматы почти прекратились, — зато появились хакеры, специализирующиеся на взломе банковских мобильных приложений.

По мнению экспертов ЦБ, сокращения числа целевых атак на банки удалось добиться благодаря развитию систем управления информационной безопасностью банков и повышению профессионального уровня их сотрудников. Пресечь вредоносную активность на ранней стадии также помогает информационный обмен через автоматизированную систему обработки инцидентов, работающую на базе Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (АСОИ ФинЦЕРТ). Российские правоохранительные органы тоже вносят свою лепту, воюя с организованной преступностью в тесном контакте с зарубежными коллегами.

В условиях всеобщего перехода на удаленку злоумышленники переключили свое внимание на клиентов финансовых институтов — по данным ЦБ, количество таких инцидентов за год выросло на 88%. Пытаясь заполучить ключи к банковскому счету, авторы атаки, как правило, используют элементы социальной инженерии и предпочитают вступать в контакт с намеченной жертвой, используя телефонную связь.

В 2020 году Банк России выявил и инициировал блокировку 26,4 тыс. телефонных номеров, используемых мошенниками, — почти в два раза больше (на 86%), чем в предыдущем году. Производя обзвон, злоумышленник чаще всего представляется сотрудником службы безопасности банка или просто говорит, что звонит из кредитной организации, в которой у адресата открыт счет. В конце прошлого года ФинЦЕРТ также зафиксировал рост числа атак, в ходе которых мошенники пытались прикрыться именем того или иного органа правоохраны.

«В 2020 году наибольшее влияние на сферу информационной безопасности финансового рынка оказала пандемия коронавируса, — комментирует заместитель председателя Банка России Герман Зубарев. — И если банки в целом успешно действовали в сложившихся условиях, то их клиенты – физические лица оказались менее подготовлены к такому росту активности злоумышленников. Наиболее острой остается проблема телефонного мошенничества. Для ее решения необходима координация взаимодействия всех заинтересованных организаций, в том числе операторов мобильной связи и государственных структур, а также активная работа со стороны банков по информированию своих клиентов о рисках обмана».

За год Центробанк также инициировал блокировку около 7,7 тыс. мошеннических сайтов. Более 1 тыс. из них имитировали банковские ресурсы — против 561 в 2019 году. В начальный период пандемии, с марта по май, с подачи ЦБ было заблокировано 2,2 тыс. поддельных сайтов, связанных с темой COVID-19.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Доля российского ПО на ЭГЕ выросла до 20%, но замедлилась

За последние четыре года доля российских регионов, использующих отечественное программное обеспечение для проведения итоговой аттестации по информатике, выросла с 11% до 20%. Однако в 2025 году эта доля немного снизилась по сравнению с 2024 годом, когда она превышала 20%.

Такие данные представил Комитет по информатизации образования Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт».

Согласно информации ассоциации, Microsoft Office, LibreOffice и OpenOffice по-прежнему доминируют, хотя их доля постепенно снижается на фоне роста использования российских аналогов.

Лидером остаётся LibreOffice — его используют в 55 регионах. Такой выбор объясняется бесплатной лицензией, открытым исходным кодом и совместимостью с российскими операционными системами, в некоторые из которых он входит «из коробки».

Москва и Санкт-Петербург продолжают использовать Microsoft Office — главным образом из-за привычности и широкого распространения этого пакета в образовательных учреждениях. Однако его позиции сдают: всё чаще его заменяют как решения на открытом коде, так и российские продукты. В отдельных регионах, например в Вологодской области, допускается использование сразу нескольких офисных пакетов.

АРПП «Отечественный софт» отмечает активное распространение российских решений — «МойОфис» и «Р7-Офис». Если в 2021 году они использовались лишь в одном регионе, то в 2024 году — уже в 27.

По прогнозам, в 2026 году рост доли российского ПО продолжится. Согласно оптимистичному сценарию, она достигнет 50–60%, по консервативному — 40–45%. При этом доля зарубежных продуктов, в первую очередь устаревшего OpenOffice, будет сокращаться. Microsoft Office и LibreOffice также потеряют часть аудитории, но менее стремительно.

В ассоциации подчёркивают, что для ускорения перехода на отечественное ПО необходимо активнее внедрять его в образовательный процесс, адаптировать учебные программы и обеспечивать техническую поддержку. Учителям и организаторам экзаменов специалисты АРПП советуют учитывать региональные особенности, а разработчикам — адаптировать свои продукты под требования экзаменационных заданий.

«Мы уже несколько лет наблюдаем за ситуацией с проведением итоговой аттестации в компьютерной форме и анализируем по открытым источникам информацию о применяемом ПО. Видим положительную динамику, но её темпы пока невысоки: за четыре года лишь около 20% регионов перешли на российские решения. Выбор отечественного ПО — это не только вопрос безопасности, но и вклад в будущее ИТ-отрасли страны. Наш опыт показывает, что российские продукты не уступают зарубежным аналогам, а их использование в школах — это инвестиции в цифровую экономику России», — прокомментировала Анастасия Горелова, глава комитета по информатизации АРПП «Отечественный софт».

«Курс на технологический суверенитет сегодня проходит красной нитью через все сферы. Поэтому так важно, чтобы знакомство с российскими решениями начиналось ещё в школе. Чем раньше учащиеся начнут работать с отечественным ПО, тем проще им будет в будущем», — отметила Анастасия Баранова, руководитель направления обучения Центра по работе с образовательными учреждениями АО «Р7».

«Мы видим разрыв между тем, чему учат в школах, и тем, что регионы выбирают для экзаменов. Учебные материалы ориентированы на зарубежное ПО, и школам сложно самостоятельно осваивать новые инструменты. В “МойОфис” мы стараемся сократить этот разрыв — обучаем педагогов точечно в регионах, а также проводим открытые бесплатные лекции каждый месяц. На этом этапе особенно важна поддержка со стороны региональных властей и профильных министерств, чтобы как можно больше педагогов и учеников знали о российских решениях и умели ими пользоваться», — добавила Светлана Гиацинтова, генеральный директор «Хаб Знаний МойОфис».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru