Киберкампания против SolarWinds затронула Palo Alto Networks и Qualys

Киберкампания против SolarWinds затронула Palo Alto Networks и Qualys

Киберкампания против SolarWinds затронула Palo Alto Networks и Qualys

Как только стали известны подробности кибератак, нацеленных на цепочку поставок SolarWinds, специалисты сразу предупредили: настоящий масштаб кампании злоумышленников ещё только предстоит узнать. Теперь их слова подтверждаются, поскольку ряд корпораций из сферы кибербезопасности заявили, что их также коснулась данная кибероперация.

В этом признались представители Mimecast, Palo Alto Networks, Qualys и Fidelis. В частности, как отметили сотрудники, компании установили вредоносную версию приложения SolarWinds Orion, в которую хакеры успели добавить троянскую составляющую.

Судя по всему, из четырёх корпораций больше всего досталось Mimecast, поставляющей на рынок продукты для защиты электронной почты. Около двух недель назад представители вендора сообщили, что злоумышленникам удалось проникнуть в сеть компании и использовать цифровые сертификаты для доступа к аккаунтам Microsoft 365, принадлежащим клиентам Mimecast.

В блоге компания подчеркнула, что связывает проникновение киберпреступников с вредоносной версией приложения SolarWinds Orion, которую ранее установили в систему вендора. Другими словами, клиентов Mimecast атаковала стоящая за взломом SolarWinds кибергруппа.

Palo Alto Networks стала ещё одной корпорацией, заявившей, что её частично затронул инцидент с SolarWinds. По словам вендора, всего сотрудники зафиксировали два подозрительных случая — в сентябре и октябре 2020 года, — которые можно связать с софтом SolarWinds.

«Наш центр мониторинга и реагирования на инциденты в области информационной безопасности (Security Operations Center, SOC) моментально изолировал сервер, после чего началось расследование, позволившее убедиться, что наша инфраструктура не пострадала», — заявили представители Palo Alto Networks репортёру Forbes.

Больше всего повезло Qualys, поскольку сотрудники установили троянскую версию SolarWinds Orion лишь в лабораторной среде, изолированной от основной сети. Специалисты сначала хотели протестировать софт, что и спасло компанию от атаки.

Тем не менее некоторые эксперты в области кибербезопасности считают, что в случае Qualys всё было серьёзнее, чем компания пытается преподнести сейчас. Например, есть подозрения, что домен corp.qualys.com позволил киберпреступникам проникнуть в основную сеть Qualys.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru