Шифровальщик Shade атакует российские компании от лица Рольф и РБК

Шифровальщик Shade атакует российские компании от лица Рольф и РБК

Шифровальщик Shade атакует российские компании от лица Рольф и РБК

Российские компании столкнулись с новой волной атак знаменитой программы-шифровальщика Shade (также известна под именами No_more_ransome, Da Vinci, Troldesh). На этот раз фишинговые рассылки, призванные установить на компьютер жертвы Shade, зафиксировали специалисты международной компании Group-IB.

В ходе новых атак киберпреступники рассылают электронные письма от имени уважаемых крупных авиакомпаний, автодилеров и СМИ. В этом месяце было замечено 1100 таких писем, а во втором квартале 2019 года — 6 тысяч.

Исследователи Group-IB предупреждают российские компании: вредоносная кибероперация все еще активна. Следовательно, стоит крайне внимательно относиться ко всей входящей электронной почте.

Согласно своей основной задаче, Shade в этих атаках шифрует файлы жертвы и требует выкуп. При этом злоумышленники защитили командный сервер (C&C), разместив его в сети Tor.

Благодаря тому, что C&C постоянно перемещается, заблокировать его не так легко. А факт продажи вымогателя на площадках даркнета способствует постоянной модификации вредоноса.

Эксперты также отметили: в последних атаках Shade не только шифрует файлы, но и добывает цифровую валюту, а также генерирует трафик на сайты для увеличения посещаемости и доходов от онлайн-рекламы.

В результате за второй квартал 2019 года масштаб атак Shade увеличился почти в 2,5 раза в сравнении со всем 2018 годом.

В последних операциях киберпреступники маскировали свои письма под отправленные популярными компаниями уведомления. Среди этих компаний специалисты выделяют «Полярные авиалинии», «Рольф», РБК и Новосибирск-online.

В теле такого письма злоумышленник представляется сотрудником компании и просит открыть вложенный в письмо файл, который якобы содержит подробности «заказа». Для атак преступники используют и зараженные IoT-устройства, среди которых есть роутеры.

В январе специалисты в области кибербезопасности из антивирусной компании ESET в своем блоге опубликовали информацию о новой атаке шифровальщика Shade, который был нацелен на российский бизнес.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

41% сотрудников российских компаний не распознают фишинговые письма

Компания RED Security проанализировала результаты проектов по обучению киберграмотности сотрудников в российских организациях. Согласно данным платформы RED Security Awareness, до прохождения обучения 41% работников не отличают фишинговые письма и переходят по вредоносным ссылкам или открывают вложения.

Каждый третий сотрудник вводит на поддельных сайтах логины и пароли от корпоративных учётных записей.

Исследование проводилось на основе симуляций фишинговых атак: с начала года семь тысяч сотрудников из крупных компаний получили тестовые рассылки, имитирующие реальные письма злоумышленников. Все действия пользователей фиксировались и анализировались, чтобы оценить уровень их киберграмотности.

Результаты оказались тревожными:

  • 41% сотрудников переходят по подозрительным ссылкам или открывают вложения;
  • 34% вводят корпоративные данные на поддельных страницах;
  • 13% делают это несколько раз подряд, если не получают ожидаемого результата.

По словам специалистов RED Security, в реальной атаке такие действия с высокой вероятностью привели бы к взлому корпоративной инфраструктуры. В отчётах центра мониторинга компании отмечается, что фишинг и использование реальных учётных записей сотрудников — самые распространённые методы первоначального проникновения в сеть.

Отдельно эксперты предупреждают, что фишинговые рассылки становятся всё более качественными и персонализированными. Этому способствует активное использование злоумышленниками технологий искусственного интеллекта: по данным RED Security SOC, количество писем с признаками применения ИИ выросло на 53% по сравнению с прошлым годом.

Руководитель направления по обучению корпоративных пользователей Артём Мелехин отмечает, что уровень киберграмотности сотрудников снижается:

«В прошлом году 28% работников вводили свои логины и пароли на поддельных сайтах, сейчас — уже 34%. Компании должны выстраивать системное обучение персонала, иначе риск инцидентов будет только расти».

Тестовые письма для сотрудников напоминали обычные внутренние уведомления — о запуске нового портала ДМС, опросах по качеству кофе в офисе или корпоративных бонусных программах.

Чаще всего люди попадались на темы, связанные с привилегиями и бонусами, например, с просьбами оценить качество кофе или подтвердить участие в медицинской страховке.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru