Российских военных атакует Android-шпион, встроенный в Alpine Quest

Российских военных атакует Android-шпион, встроенный в Alpine Quest

Российских военных атакует Android-шпион, встроенный в Alpine Quest

Обнаружен троянизированный вариант навигатора Alpine Quest, которым в числе прочих пользуются военнослужащие в зоне СВО. По данным «Доктор Веб», вредоносный репак раздается через Telegram и один из российских каталогов для Android.

Анализ показал, что набор функций Android.Spy.1292.origin (результат VirusTotal22/65 на 22 апреля) позволяет оператору отслеживать местоположение зараженных телефонов и загружать в них вспомогательные модули для кражи файлов по выбору.

Встроенный в копию легитимной программы троян раздается под видом бесплатной версии Alpine Quest Pro. Для его распространения создан телеграм-канал, в котором опубликована ссылка для скачивания из российского каталога приложений, а также выкладываются обновления.

 

При первом запуске Android.Spy.1292.origin запрашивает необходимые ему разрешения, в том числе на доступ к внешнему хранилищу. Получив их, троян собирает и отсылает на C2-сервер следующие сведения:

  • учетные данные жертвы, номер телефона;
  • список контактов;
  • текущая дата;
  • текущая геолокация;
  • пользовательские файлы;
  • версия приложения.

Часть информации дублируется в телеграм-бот злоумышленников, в том числе новые координаты жертвы. Все локации записываются в отдельный файл; когда вес превысит 100 Мбайт, он удаляется, и создается новый.

Из хранимых файлов операторов шпиона больше всего интересуют конфиденциальные документы, передаваемые через Telegram и WhatsApp, а также журнал locLog приложения Alpine Quest. Для их вывода зловреду отдается команда на загрузку дополнительных модулей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru