КИС СОЮ стала причиной обысков в КРОК и Ланит

КИС СОЮ стала причиной обысков в КРОК и Ланит

КИС СОЮ стала причиной обысков в КРОК и Ланит

Вчерашние обыски, прошедшие в двух российских ИТ-компаниях, были инициированы ФСБ России в рамках расследования дела о завышении стоимости контрактов при разработке комплексной информационной системы судов общей юрисдикции Москвы (КИС СОЮ) и её подсистем.

По данным источников РБК, следственные мероприятия проводятся по уголовному делу, возбужденному ещё в 2014 году по факту хищений при поставках оборудования и программного обеспечения для Судебного департамента.

Отмечается, что часть поставленных систем до сих пор остаётся в эксплуатации.

Как сообщил источник, близкий к компании «КРОК» (в московском офисе которой вчера прошли обыски), сотрудники правоохранительных органов искали документацию, связанную именно с проектом КИС СОЮ. При этом все договоры, изъятые сотрудниками ФСБ, ранее успешно прошли проверки в нескольких контрольных органах, включая Счётную палату.

Представители компании «Ланит» (где тоже проходили обыски) также подтвердили, что передали следствию документацию по одному из проектов прошлых лет, однако не стали уточнять, о каком именно проекте идёт речь.

Заместитель министра цифрового развития Вологодской области Ахметжан Махмутов прокомментировал ситуацию, отметив, что такие обыски являются частью общего тренда на ужесточение государственного контроля над стратегическими цифровыми проектами.

По его мнению, государство сочетает проверки финансовой дисциплины с оценкой киберустойчивости. Для рынка это сигнал о том, что работа с госзаказами требует не только высокого уровня технической компетенции, но и строгого соблюдения установленных правил, особенно в условиях повышенных рисков.

КИС СОЮ, по оценке Махмутова, является значимым элементом национальной безопасности, и любые ошибки подрядчиков способны существенно нарушить работу судебной системы.

Внедрение системы КИС СОЮ началось в 35 судах общей юрисдикции Москвы в 2015 году и было полностью завершено в декабре 2017 года. Общий бюджет проекта составил около 2,5 млрд рублей, финансирование осуществлялось Международным банком реконструкции и развития в рамках программы поддержки судебной реформы.

КИС СОЮ является частью системы электронного правосудия, позволяющей подавать судебные иски онлайн, знакомиться с судебной документацией и следить за трансляциями судебных заседаний.

Основным подрядчиком проекта выступала компания «КРОК», а компания «Ланит» разрабатывала одну из подсистем.

300 ТБ музыки из сервиса Spotify утекли на торренты

Spotify оказался в центре громкого скандала из-за крупнейшей утечки музыки за всю историю стриминга. По данным даркнет-библиотеки Anna’s Archive, с платформы якобы было скачано почти 300 ТБ аудиоконтента, который уже распространяется на торрентах.

22 декабря Spotify подтвердил слив и заявил, что выявил и отключил «вредоносные пользовательские аккаунты», которые занимались незаконным скрейпингом и обходом DRM-защиты:

«Мы внедрили дополнительные меры защиты и продолжаем мониторинг подозрительной активности. С первого дня мы стоим на стороне артистов и боремся с пиратством», — говорится в заявлении компании.

Ранее Spotify также сообщил Android Authority, что третья сторона получила несанкционированный доступ, выгрузила публичные метаданные и «с использованием нелегальных методов» смогла получить доступ к части аудиофайлов.

И вот это самое слово «часть» — ключевое. По утверждению Anna’s Archive, в Сеть попало около 86 миллионов треков — это примерно 37% всей музыкальной библиотеки Spotify, но при этом они якобы покрывают 99,9% всех прослушиваний на платформе.

 

Основные детали утечки выглядят так:

  • большинство файлов сохранены в оригинальном формате OGG Vorbis 160 kbps;
  • треки с нулевой популярностью были перекодированы до 75 kbps, чтобы сэкономить место;
  • выгружено 256 миллионов строк метаданных, охватывающих 99,6% всех прослушиваний;
  • собрано 186 миллионов уникальных ISRC-кодов — глобальных идентификаторов музыкальных записей (аналог ISBN у книг);
  • восстановлен почти полный JSON-аналог API Spotify: с артистами, альбомами, обложками и всей служебной информацией.

Все эти данные уже выложены в виде SQL-баз, доступных для запросов.

Anna’s Archive называет себя не пиратами, а «архивистами». В своём блоге группа объясняет, что цель проекта — долговременное сохранение всей музыки, а не только хитов.

По мнению авторов проекта, Spotify слишком ориентирован на популярность и коммерцию, а миру нужен «авторитетный набор торрентов, представляющий всю музыку, когда-либо созданную».

Файлы распространяются в собственном формате Anna’s Archive Containers (AAC), который проект использует уже несколько лет. Метаданные опубликованы сразу, а сами аудиофайлы будут выкладываться поэтапно, крупными блоками и отсортированными по популярности.

Так что реальные последствия этой истории — для Spotify, правообладателей и музыкальной индустрии в целом — станут заметны не сразу, а со временем.

Spotify, в свою очередь, продолжает расследование и подчёркивает, что работает с партнёрами по отрасли для защиты авторских прав. Но, судя по масштабам произошедшего, этот инцидент ещё долго будет всплывать в обсуждениях и явно войдёт в историю.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru