Половина атак на госсектор использует шифровальщиков, но их доля снижается

Половина атак на госсектор использует шифровальщиков, но их доля снижается

Половина атак на госсектор использует шифровальщиков, но их доля снижается

По данным Positive Technologies, в период с 2022 года по июль 2024-го 56% атак на госсектор проводились с участием вредоносных программ. В 49% случаев использовались шифровальщики, однако их популярность падает, на первый план выходят RAT.

Госструктуры редко платят выкуп, поэтому основная цель злоумышленников — нарушение работы таких мишеней либо кража конфиденциальных данных. Кроме того, сотрудники таких учреждений активно используют имейл и другие средства коммуникаций, и их рабочие места потенциально могут служить точками входа в целевую сеть.

 

Госсектор чаще прочих вертикалей привлекает внимание APT-групп. В 83% таких случаев, зафиксированных исследователями, использовались вредоносные программы — в основном трояны удаленного доступа (65%) и шпионский софт (35%).

 

Для внедрения вредоноса в инфраструктуру злоумышленники могут использовать эксплойты, подбор паролей, готовый доступ, приобретенный в даркнете. Однако самым популярным способом доставки зловредов остаются адресные рассылки: по оценке PT, за 2,5 года с их помощью было проведено 64% успешных атак.

Непрошеные таргетированные вторжения чаще всего приводили к нарушению нормальной работы организации (48% случаев) или утечке важных данных (41%).

«Колоссальный объем конфиденциальных данных, хранящихся в государственных ИТ-системах, наряду с критической значимостью непрерывной работы ведомств, делает эту сферу целью для всех: профессиональных APT-группировок, опытных злоумышленников-одиночек, хактивистов, — отметила аналитик Анна Вяткина из PT. — По данным наших исследований, на протяжении шести лет госучреждения возглавляют рейтинг самых успешно атакуемых отраслей».

 

Кроме России, высокая вредоносная активность в госсекторе наблюдалась в странах Азии (33% атак), Африке и Северной Америке (по 12%).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru