Жертвами APT-группы Hellhounds стали как минимум 20 российских организаций

Жертвами APT-группы Hellhounds стали как минимум 20 российских организаций

Жертвами APT-группы Hellhounds стали как минимум 20 российских организаций

Кибергруппа, которую в Positive Technologies условно назвали Hellhounds, проводит целевые атаки только на территории РФ и уже собрала как минимум 20 жертв. Используемый ею RAT-троян Decoy Dog был недавно обновлен и стал еще более скрытным.

Проведенное в ИБ-компании исследование показало, что Hellhounds больше всего интересуют госсектор, ИТ, а также космическая и энергетическая отрасли. Злоумышленники тратят большие усилия на сокрытие своей активности в сетях жертв; примечательно, что один из задействованных в атаках C2-доменов именовался maxpatrol[.]net ( был замаскирован под ресурс PT, разработчика продуктов линейки MaxPatrol).

Конечная цель данной APT-группы пока неясна, хотя эксперты зафиксировали один факт уничтожения ИТ-инфраструктуры, приостановившего деятельность компании-жертвы. Успеху атак Hellhounds в большой мере способствует отсутствие дополнительных средств мониторинга и антивирусов на Linux-серверах мишеней.

 

При разборе одной из недавних атак Hellhounds аналитики обнаружили новый вариант трояна Decoy Dog — модификации Pupy, инструмента удаленного администрирования и постоэксплуатации, совместимого с Windows и Linux.

Вредонос и его загрузчик скрывались в исполняемом файле /usr/bin/dcrond весом 9 Кбайт, защищенном с помощью модификации упаковщика UPX (на момент расследования ее детектировал лишь один антивирус из коллекции VirusTotal). В отличие от обычного UPX эта вариация распаковывает не исполняемый файл, а написанный на ассемблере шеллкод, использующий системные вызовы Linux.

Загрузчик Decoy Dog при работе обычно маскируется под легитимный сервис (cron, irqbalance) или библиотеку lib7.so. После запуска он сначала ищет признаки запуска под отладчиком, а затем считывает идентификаторы зараженного хоста и на их основе создает ключ для расшифровки конфигурации и основной нагрузки (CLEFIA 128-бит).

Подвергнутый анализу образец Decoy Dog имел ряд существенных отличий от Pupy RAT:

  • код клиента переписан под Python 3.8, количество модулей сократилось;
  • добавлены новые функции, связанные с внедрением кода в ВМ Java;
  • добавлена функция телеметрии (отправляет данные на аккаунт @lahat в соцсеть mindly.social через API);
  • добавлены новые транспорты, изменена криптосистема (ECPV и RC4 вместо RSA и AES);
  • реализована возможность загрузки динамического конфигурационного файла (обновления) с сохранением в зашифрованном виде на диске (AES-CTR и brainpoolP384r1);
  • добавлен новый канал связи (локальное соединение с помощью IP-адреса и порта или файлового сокета);
  • встроен DGA-генератор для организации C2-связи (в качестве резервного способа).

 

«Decoy Dog — интересный и сложный троян, а новая модификация сделала его почти невидимкой, — отметил Денис Кувшинов, руководитель отдела исследования ИБ-угроз экспертного центра PT. — Он хорошо скрывает себя в потоке данных, мимикрируя под легитимный трафик, собирает интересные APT-группировке данные и выгружает их в малоизвестную социальную сеть на основе открытого движка Mastodon».

Операции со смартфонов, купленных с рук, могут блокировать

Банки вправе блокировать финансовые операции, если они совершаются с устройств, которые ранее использовались при мошеннических действиях. При этом такие смартфоны и другие гаджеты вполне могут позже попасть на вторичный рынок. Проблема усугубляется тем, что информация о «скомпрометированных» устройствах не является публичной — Банк России хранит её в закрытой базе с ограниченным доступом.

О существующем риске предупредил в комментарии для РИА Новости адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнёры» Дмитрий Пашин.

«Банк имеет право заблокировать операцию с денежными средствами, если у него возникли подозрения, что она совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. Подозрение у банков может вызвать любая операция, при которой перевод осуществляется с устройства, ранее использовавшегося в мошеннических целях», — пояснил юрист.

Чтобы снизить такие риски, Дмитрий Пашин рекомендует приобретать смартфоны и другие мобильные устройства только у официальных продавцов либо у тех, в отношении кого нет сомнений, что гаджет не использовался для сомнительных финансовых операций.

Дополнительную угрозу представляет и заражение мобильных устройств. Так, по данным компании F6, около 1,5% смартфонов в России содержат вредоносные приложения. Почти 90% таких случаев приходятся на два зловреда — Mamont и NFCGate различных версий. Оба используются для кражи денежных средств со счетов пользователей.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru