Новый банковский Android-троян MaliBot обходит 2SV Google

Новый банковский Android-троян MaliBot обходит 2SV Google

Новый банковский Android-троян MaliBot обходит 2SV Google

Эксперты F5 обнаружили в дикой природе нового банковского трояна для Android, способного воровать учетные данные, куки и коды двухфакторной аутентификации (2FA). Многофункциональный зловред, нареченный MaliBot, также активно взаимодействует с оператором, открывая VNC-доступ к зараженному устройству.

Анализ опасной находки показал, что это сильно измененный и доработанный код банкера SOVA, с другим набором функций, мишеней, адресов C2 и методов упаковки. В настоящее время вредонос досаждает в основном жителям Испании и Италии; список интересующих его банков включает UniCredit, Santander, CaixaBank и CartaBCC. 

Распространяется MaliBot через мошеннические сайты, чаще всего под видом некого приложения Mining X или популярного кошелька CryptoApp (оригинал в Google Play собрал более 1 млн загрузок). Иногда встречаются и другие маскировочные имена — MySocialSecurity, Chrome. 

Чтобы заманить владельцев Android на вредоносные сайты, операторы зловреда используют смишинг: MaliBot умеет по команде проводить групповые СМС-рассылки, получая текст (с URL) и список адресатов с C2-сервера. Последний находится в России и некогда использовался для распространения файлового вируса Sality.

Функции нового Android-трояна многочисленны и разнообразны и включают следующие возможности:

  • сбор информации о зараженном устройстве (IP-адрес, AndroidID, модель, используемый язык, список установленных приложений, текущее состояние); 
  • журналирование выполняемых операций (успех, провал, ошибки) и событий телефонии (вызовы, СМС);
  • запуск и удаление приложений;
  • отправка СМС;
  • проведение оверлейных и инжект-атак;
  • кража данных из криптокошельков (Binance и Trust);
  • кража кодов MFA/2FA, в том числе из Google Authenticator;
  • кража куки;
  • кража СМС;
  • обход двухэтапной аутентификации Google;
  • обеспечение VNC-доступа и захват экрана.

Для выполнения своих задач в полном объеме троян после запуска подключается к C2-серверу и запрашивает у жертвы разрешение на доступ к специальным возможностям Android (Accessibility Service). С той же целью он регистрирует службы фоновой обработки, записи экрана, Accessibility, уведомлений (чтобы надоедать жертве, если она не дает доступ к спецвозможностям), а также приемники для перехвата СМС, звонков, сигналов тревоги и регистрации boot-активности.

Возможность использования Accessibility API и прямая связь с зараженным устройством позволяют оператору MaliBot обойти 2FA-преграды Google и войти в аккаунт жертвы со своего компьютера, используя украденные идентификаторы. Резидентный зловред при этом работает с окнами подсказок, нажимая нужные кнопки и вводя одноразовый код, высланный на C2-машину.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Злоумышленники борются за маржинальность

Согласно анализу, проведённому BI.ZONE AntiFraud, за первое полугодие 2025 года количество эпизодов мошенничества снизилось на 18% в годовом выражении, однако общий ущерб вырос на 60%.

По мнению специалистов BI.ZONE AntiFraud, это связано с тем, что злоумышленники стали чаще использовать более прибыльные схемы.

Наиболее распространёнными остаются кража доступов к электронным средствам платежа, переводы средств на «безопасные счета» под видом «спасения» сбережений, а также лжеподработка на маркетплейсах.

На кражу доступов к платёжным инструментам пришлось 17% случаев. Чаще всего мошенники использовали методы социальной инженерии: представлялись сотрудниками банков, создавали поддельные сайты, рассылали СМС-коды для получения доступа к картам и личным кабинетам. Также использовались утерянные карты для бесконтактных платежей.

На втором месте (15%) — схема с «безопасным счётом». Такие атаки обычно совершаются по телефону: злоумышленники, представляясь сотрудниками Банка России или правоохранительных органов, сообщают жертве о «взломе» её счета и просят срочно перевести деньги на «безопасный» счёт. В некоторых случаях требуют передать наличные курьеру или оставить их в почтовом ящике. Часто жертвы не только теряют все сбережения, но и берут кредиты по указанию мошенников.

Третье место (12%) занимает схема лжеподработки на маркетплейсах. Потенциальной жертве предлагают оставлять отзывы за вознаграждение, а затем втягивают в «сделки» с обещанием высоких процентов. В итоге человек совершает покупки на крупные суммы и остаётся ни с чем.

Эксперты BI.ZONE AntiFraud также зафиксировали схемы с самой высокой динамикой роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:

  • Дропы. Количество попыток вовлечь людей в схемы по выводу средств выросло в 7 раз;
  • Аферы с букмекерскими ставками. Число взломов аккаунтов на букмекерских платформах с целью хищения средств увеличилось в 4 раза;
  • Фальшивые выигрыши. Количество подобных эпизодов выросло в 4 раза. Мошенники требуют оплатить «доставку приза» или «налог на выигрыш».

Алексей Лужнов, руководитель BI.ZONE AntiFraud:

«Банки и платёжные сервисы внедряют антифрод-системы на базе искусственного интеллекта. Они позволяют выявлять и блокировать подозрительные операции ещё до того, как компания понесёт убытки. Но важно понимать, что мошенники эксплуатируют не только технические уязвимости, но и человеческий фактор. Поэтому защита от кибермошенничества — это совместная ответственность банков и пользователей».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru