Microsoft: Россия использовала 4 вредоноса в атаках от лица АМР США

Microsoft: Россия использовала 4 вредоноса в атаках от лица АМР США

Microsoft: Россия использовала 4 вредоноса в атаках от лица АМР США

Представители корпорации Microsoft заявили, что российская киберпреступная группировка использовала четыре новых семейства вредоносных программ в ходе недавних фишинговых атак. Уточним, что речь идёт о кампании, в которой якобы российские хакеры выдавали себя за Агентство США по международному развитию (АМР США).

Информация об использовании четырёх ранее неизвестных образцов вредоносов поступила от Microsoft Threat Intelligence Center (MSTIC). Как отметили специалисты, за кибероперацией стоит группировка под кодовым именем APT29 (Nobelium).

Используя скомпрометированный аккаунт и рассылая фишинговые письма, злоумышленники выдавали себя за АМР США. В общей сложности APT-группировка отправила приблизительно 3000 писем, а адресатами стали более 150 организаций (включая сферу международного сотрудничества, гуманитарную область и борьбу за права человека).

 

Согласно опубликованным Microsoft деталям, среди четырёх новых зловредов было вложение в виде HTML-файла — «EnvyScout». Также в связке присутствовали загрузчики «BoomBox» и «NativeZone», а за запуск шелл-кода отвечал «VaporRage». Первый злонамеренный файл в формате HTML/JS предназначен для кражи учётных данных аккаунтов пользователей Windows. Помимо этого, он устанавливает на устройство жертвы вредоносный ISO-файл.

«На этой стадии атаки ничего не подозревающий пользователь попытается открыть загруженный ISO-образ, однако в этом случае запустится скрытый исполняемый файл — BOOM.exe, который является частью семейства BoomBox», — пишет Microsoft.

BoomBox, кстати, по цепочке загружает и настраивает вредонос NativeZone, который предстаёт в виде библиотеки NativeCacheSvc.dll. Этот зловред запускается автоматически при каждом входе пользователя в аккаунт Windows.

Наконец, стоит отметить четвёртую ступень атаки, которую взял на себя вредонос VaporRage — CertPKIProvider.dll. После запуска эта программа пытается связаться с командным сервером (C2) и передать ему все украденные данные.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru