Злоумышленники взяли в оборот уязвимость 0-day в ядре Windows

Злоумышленники взяли в оборот уязвимость 0-day в ядре Windows

Злоумышленники взяли в оборот уязвимость 0-day в ядре Windows

Участники Google-проекта Project Zero раскрыли информацию об уязвимости нулевого дня, которую они нашли в Windows полторы недели назад. Столь ранняя публикация — вынужденная мера: злоумышленники уже обнаружили новую лазейку и пытаются ее использовать в целевых атаках. Разработчики Microsoft готовят заплатку, ее выпуск ожидается в ближайший «вторник патчей» — 10 ноября.

Согласно описанию, новая угроза возникла по вине драйвера режима ядра — cng.sys, а точнее, из-за ошибки переполнения буфера, которая может появиться при выполнении одной из функций управления вводом-выводом —  cng!CfgAdtpFormatPropertyBlock. Итоговый сбой программы открывает возможность для повышения привилегий в системе, в том числе для выполнения произвольного кода за пределами песочницы.

Исследователи опубликовали также код эксплойта (proof-of-concept, PoC), который при тестировании с успехом отработал на полностью пропатченной 64-битной Windows 10 версии 1903. В Project Zero полагают, что данная проблема присутствует также в Windows 7, а возможно, и в более ранних версиях ОС.

Новой уязвимости 0-day присвоен идентификатор CVE-2020-17087. В комментарии для The Register представитель Microsoft отметил, что воспользоваться брешью напрямую не получится. Вначале злоумышленнику придется каким-то образом получить локальный доступ к системе, а затем отыскать и проэксплуатировать другую уязвимость. Единственный вариант удаленной атаки, известный на настоящий момент, — это CVE-2020-17087 в связке с эксплойтом CVE-2020-15999 (для Chromium-браузеров), однако Google уже залатала опасную дыру в своем движке.

Исследователи известили Microsoft о новой находке 22 октября. Обычно в таких случаях Project Zero откладывает публикацию на три месяца, чтобы дать разработчику время на подготовку и выпуск патча. Однако на этот раз экспертам пришлось нарушить установленный порядок — из-за начавшихся атак. По данным Google, новая эксплойт-кампания никак не связана с предстоящими президентскими выборами в США.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru