ФБР обвинило российских хакеров во взломе государственных сетей США

ФБР обвинило российских хакеров во взломе государственных сетей США

ФБР обвинило российских хакеров во взломе государственных сетей США

Власти США обвинили киберпреступную группировку, якобы спонсируемую Кремлём, во взломе государственных сетей Америки. Вопрос доказательств, как это обычно бывает, выглядит весьма размытым.

Информацию о вторжении российских хакеров опубликовали Агентство кибербезопасности и защиты инфраструктуры (CISA) США и ФБР.

По словам западных спецслужб, за кибероперацией стоит группировка Energetic Bear, которая также известна сообществу под именами TEMP.Isotope, Berserk Bear, TeamSpy, Dragonfly, Havex, Crouching Yeti и Koala.

В Вашингтоне отметили, что Energetic Bear атакует множество государственных сетей как минимум с февраля 2020 года. Также, по словам ФБР, группа не обошла стороной организации из сферы авиации.

В ходе последних атак Energetic Bear удалось «успешно взломать сетевую инфраструктуру» и извлечь данные по меньшей мере с двух серверов. Ранее ФБР и CISA уже описывали кибератаки на госструктуры, называя в качестве виновников успешной операции уязвимости в Windows и VPN. Сейчас же спецслужбы рассказали о продолжении этой же кампании.

Согласно описанию, российские хакеры использовали всем известные уязвимости для взлома сетевого оборудования. После этого баги помогли им повысить права и выкрасть конфиденциальные данные.

Речь идёт об уязвимостях в шлюзах Citrix (CVE-2019-19781), почтовых серверах Microsoft Exchange (CVE-2020-0688), Exim (CVE 2019-10149) и Fortinet SSL VPN (CVE-2018-13379).

Для латерального передвижения по сети злоумышленники использовали знаменитую брешь Zerologon, потом извлекали учётные данные Windows Active Directory (AD) и использовали их для изучения сети.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru