Генпрокуратура составила портрет типичного российского киберпреступника

Генпрокуратура составила портрет типичного российского киберпреступника

Генпрокуратура составила портрет типичного российского киберпреступника

В Генпрокуратуре составили портрет типичного российского киберпреступника, который в корне не соответствует тому, что нам демонстрируют в художественных кинофильмах. По мнению представителей ведомства, стандартному российскому «хакеру» 30-35 лет, и он может не иметь специального технического образования.

Портретом киберпреступника по версии Генпрокуратуры поделился представитель ведомства Александр Куренной. Несмотря на отсутствие соответствующего образования, составители образа считают, что среднестатистический «российский хакер» должен обладать определенными знаниями и «быть подкованным в технических вещах».

Куренной отметил, что современные киберпреступники все чаще стараются использовать анонимные сети вроде даркнета (DarkNet), которые существуют параллельно знакомому всем интернету.

«Это стал теперь более технический способ преступлений, чем интеллектуальный», — передают «Ведомости» слова Куренного.

Куренной заострил внимание на том, что в настоящее время в российском законодательстве нет понятия «киберпреступление». Такое правонарушение трактуется иначе — «преступление, совершенное с применением информационно-коммуникационных технологий».

ФСБ России получит право отключать любую связь

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который наделяет ФСБ правом отключать любые виды связи и интернет — включая стационарные — для «защиты граждан и государства от угроз безопасности». При этом операторы связи в случае таких отключений освобождаются от любых претензий со стороны абонентов.

Законопроект был внесён в Госдуму правительством в ноябре 2025 года, а сегодня, 27 января, документ был принят в первом чтении.

При этом сама мера была анонсирована ещё летом 2025 года. Тогда начались активные консультации между Минцифры, операторами связи и экспертами по поводу регламента отключения мобильного интернета.

Выяснилось, что такие отключения нередко инициировали различные структуры, в том числе на региональном уровне, не всегда обладавшие чётко определёнными полномочиями. На этом фоне встал вопрос о создании единого органа, который бы координировал процесс ограничения связи.

Документ вносит изменения в статьи 44 и 46 Федерального закона «О связи». Согласно пояснительной записке, операторы связи обязаны прекращать оказание услуг при получении соответствующего требования от ФСБ — в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами президента и правительства, и в целях защиты от угроз безопасности граждан и государства.

Одновременно операторы освобождаются от ответственности перед клиентами за отключение услуг по требованию ФСБ. Как пояснил РБК замглавы Минцифры Иван Лебедев, необходимость этих поправок связана с большим числом жалоб и претензий со стороны абонентов в адрес операторов связи.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru