90% заражений Simplocker приходится на Россию и Украину

90% заражений Simplocker приходится на Россию и Украину

Эксперты вирусной лаборатории ESET в Братиславе (Словакия) обнаружили новые модификации трояна-вымогателя Simplocker, атакующего мобильные устройства на базе Android. По данным облачной технологии ESET LiveGrid, наибольшее распространение троян получил в России и Украине.

Simplocker – первый троян-вымогатель для смартфонов и планшетов на Android, способный шифровать файлы пользователя. Он блокирует доступ к устройству и требует за расшифровку денежный выкуп.

  

География заражения Simplocker

 

 

Новые модификации Simplocker, обнаруженные аналитиками ESET, отличаются друг от друга рядом признаков:

  • некоторые варианты используют для связи с командным сервером обыкновенные домены, другие – домены .onion, принадлежащие анонимной сети TOR;
  • обнаружены различные пути передачи команды decrypt, которая сигнализирует о факте получения выкупа злоумышленниками;
  • используются разные интерфейсы окон с требованием выкупа и различные валюты (рубль и гривна);
  • некоторые модификации используют в сообщении о блокировке фотографию пользователя, сделанную на встроенную камеру устройства;
  • вопреки обещанию мошенников, несколько версий Simplocker не шифруют файлы, а просто блокируют устройство.

Вместе с этим в большинстве модификаций используется упрощенный подход к шифрованию с использованием алгоритма AES и жестко зашитого ключа.

Система телеметрии ESET LiveGrid позволила установить основные векторы заражения Simplocker. Чаще всего злоумышленники маскируют троян под приложение с порнографическим контентом или популярную игру, например, Grand Theft Auto: San Andreas.

Simplocker распространяется также посредством загрузчика (downloader), который удаленно устанавливает основной файл трояна. Использование этого типа вредоносного ПО является обычной практикой для Windows, но в последнее время такие программы создаются и для Android.

Специалисты ESET изучили один из загрузчиков, который детектируется продуктами ESET NOD32 как Android/TrojanDownloader.FakeApp. Он распространялся под видом видеоплеера USSDDualWidget через магазин приложений. Его URL-адрес не указывал напрямую на вредоносный файл с трояном, поэтому загрузчик не вызывал подозрений. Установка Simplockerосуществлялась после перенаправления на другой сервер, находящийся под контролем злоумышленников.

«Подобные приложения могут появляться даже на Google Play и успешно избегать разоблачения со стороны security-приложений, в частности, Bounce, - комментирует Артем Баранов, ведущий вирусный аналитик ESET Russia. – Причина в том, что такие загрузчики при установке не требуют подозрительных разрешений на доступ, а сам факт перехода по URL еще не говорит о вредоносной активности».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru