Damballa подвела итоги 2010 года в секторе вредоносных сетей

Damballa подвела итоги 2010 года в секторе вредоносных сетей

Согласно отчету компании, ботнеты, используемые в целях хищения учетных данных для онлайн-банкинга и совершения других противозаконных деяний, продемонстрировали заметный прогресс. В частности, по сравнению с предыдущим годом многократно возросла численность компьютеров, инфицированных бот-клиентами.



В документе говорится, что в течение года 10 крупнейших вредоносных сетей ощутимо увеличили свою долю на теневом рынке. Если в начале года им принадлежали лишь 22% всех зомби-машин в мире, то к его концу значение соответствующего параметра почти утроилось - 57%. Что же касается суммарного количества пораженных персональных компьютеров, ассоциированных с теми или иными ботнетами, то за 2010 год оно стало на 654% больше - почти семикратный рост (в среднем около 8% в месяц).


Специалисты Damballa связывают столь впечатляющий (или, быть может, лучше сказать - ужасающий?) подъем показателей с массовым распространением конструкторов вредоносных сетей - своеобразных "наборов юного оператора", которые позволяют оперативно и без особых усилий строить ботнеты. Справедливость этого заключения можно подтвердить фактами: когда компания составила рейтинг десяти крупнейших 'игроков' этого сектора по итогам 2010 года, оказалось, что в году предстоявшем (2009) шести из них попросту еще не существовало в природе. Свою роль, по мнению экспертов, сыграли и новые достижения вирусописательской мысли - например, запись вредоносного кода в MBR жесткого диска и последующее изменение настроек загрузки.


Стоит заметить, что ассортимент конструкторов, предлагаемых поставщиками теневого рынка,  действительно широк и разнообразен - обновленный вариант Zeus, "Phoenix", "Darkness", "BlackEnergy", "Eleonore"... В результате злоумышленники более не трудятся над написанием своего кода, а просто покупают готовый, тем самым заметно ускоряя свои, так сказать, "бизнес-процессы".


Впрочем, с отчетом Damballa согласны не все. Например, свое мнение у недавно купленной Dell компании Secure Works - ее специалисты, подготовившие доклад об эволюции вредоносных сетей, уверены, что интенсивность развития ботнетов замедлилась, и в особенности это касается систем рассылки мусорной корреспонденции.


Однако кое в чем сомнений нет: бот-клиенты применяют все более изощренные методы и приемы самосокрытия, избегая обнаружения и последующего выведения из строя. Например, небезызвестный Rustock, инфицировав компьютер жертвы, не сразу принимается за отправку спам-сообщений, а 'терпеливо' ждет пять дней, чтобы ввести пользователя в заблуждение относительно источника инфекции. Иными словами, компьютерный вирус решил поучиться у вирусов настоящих и обзавелся полноценным инкубационным периодом.


The Register

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Половина россиян опасается использования своих дипфейк-двойников

Как показало исследование Контур.Толк и Контур.Эгида, половина опрошенных опасается, что мошенники могут сгенерировать их изображение с помощью нейросетей. При этом руководители и сотрудники на ключевых должностях подвержены такому риску особенно сильно.

В опросе Контур.Толк и Контур.Эгида приняли участие 1200 работающих россиян. По его данным, о существовании технологий дипфейков хотя бы слышали 60% респондентов.

Четверть участников отметили, что видели изображения знаменитостей, созданные ИИ. Еще 13% слышали о подобных случаях от знакомых, а 7% сталкивались с дипфейками лично.

По мнению 46% опрошенных, технологии дипфейков опасны для любого человека, поскольку мошенники могут использовать поддельные изображения, голоса и видео для обмана. 37% считают, что под наибольшим риском находятся знаменитости — блогеры, актёры и музыканты. 34% назвали уязвимой категорией политиков, а 28% — руководителей и сотрудников на ответственных должностях.

Только треть участников опроса признались, что не уверены в своей способности распознать дипфейк. Более половины (52%) уверены, что смогут отличить фальшивку от оригинала, а 16% абсолютно в этом уверены.

При проверке информации 31% сравнивают несколько источников, 20% уточняют данные у знакомых или коллег, 17% обращаются к официальным сайтам и аккаунтам компаний. Каждый шестой доверяет интуиции, а каждый четвёртый вовсе ничего не перепроверяет.

Роман Теплоухов, системный аналитик Контур.Толка и эксперт Центра ИИ в Контуре, отмечает:

«Всё больше бизнес-процессов переходит в онлайн, но сервисов видеосвязи недостаточно для точной идентификации собеседников. Топ-менеджерам и руководителям важно быть уверенными, что на совещании действительно присутствуют те, за кого себя выдают».

Даниил Бориславский, эксперт по информационной безопасности Контур.Эгиды и директор по продукту Staffcop, прокомментировал результаты исследования так:

«Почти половина опрошенных даже не догадывается о существовании дипфейков, что делает их самой уязвимой категорией для атак. Защищаться от угрозы, о которой не знаешь, невозможно. Ещё одна проблема — избыточное доверие: люди склонны верить знакомым лицам и голосам, и именно на этом строится социальная инженерия с использованием дипфейков. Радует, что базовые навыки проверки неожиданных запросов у людей начинают формироваться. Это значит, что бизнес может превратить сотрудников из потенциального слабого звена в надёжную линию обороны».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru