Microsoft убирает антивирусы из ядра Windows после сбоя CrowdStrike

Microsoft убирает антивирусы из ядра Windows после сбоя CrowdStrike

Microsoft убирает антивирусы из ядра Windows после сбоя CrowdStrike

Летний коллапс от CrowdStrike, который парализовал больницы, банки и даже самолёты, до сих пор у многих системных админов вызывает нервный тик. По всему миру — миллиарды убытков, а ведь вся эта катастрофа, по мнению экспертов, была вполне предотвратима.

В Microsoft, разумеется, сделали выводы. После масштабного сбоя компания собрала круглый стол по безопасности с участием CrowdStrike и других игроков рынка защитного ПО.

Результат — новая инициатива по безопасному развертыванию обновлений и важные архитектурные изменения в Windows. И вот теперь эти меры начинают воплощать в жизнь.

Безопасность без ядра?

Главная новость — Microsoft начала внедрять функции из так называемой Windows Resiliency Initiative. Уже в июле начнётся закрытое тестирование новой платформы безопасности для Windows, в которое попадут участники программы Microsoft Virus Initiative 3.0.

Самое важное изменение: сторонние драйверы безопасности (например, антивирусов) больше не будут работать в ядре системы. Их переместят в пользовательское пространство — туда же, где работают обычные приложения. Это сильно снизит риски системных сбоев — вроде того самого, что летом отправил тысячи машин в бесконечную перезагрузку.

Такой подход позволит разработчикам защитного ПО быстрее восстанавливаться после сбоев, а сами Windows-устройства станут надёжнее. Среди партнёров, поддержавших нововведения, — Bitdefender, ESET, SentinelOne, Trellix, Trend Micro, WithSecure и, конечно же, CrowdStrike.

Правда, не все готовы прыгать в новый поезд. Те же ESET и раньше высказывались осторожно: мол, доступ к ядру всё равно должен оставаться как минимум опцией. Сейчас они общаются с Microsoft «продуктивно», но по-прежнему без особого энтузиазма.

А где Sophos?

Заметное отсутствие в списке — компания Sophos. Её представители ещё раньше жёстко критиковали идею отказаться от доступа к ядру. По их мнению, только в «kernel space» можно обеспечить полноценную защиту на уровне системы. Хотя позднее они всё же допустили: да, надо бы снижать зависимость от драйверов, работающих в ядре. Но не любой ценой.

Быстрое восстановление и прощай BSOD

Кроме архитектурных изменений, Microsoft анонсировала и ряд фич, которые появятся в Windows 11 24H2:

  • Quick Machine Recovery (QMR) — система автоматического восстановления, которая не даст устройству впасть в бесконечный цикл перезагрузок. Теперь даже если обновление что-то сломает, Microsoft сможет «починить» систему через облако — без физического доступа к устройству.
  • Обновлённый «синий экран смерти» (BSOD) — теперь это просто «экран с неожиданной перезагрузкой», с белым текстом на чёрном фоне. Менее пугающе, согласитесь.
  • Меньше перезагрузок после обновлений — на устройствах с Windows 11 Enterprise можно будет ставить патчи без ребута чаще, чем раз в три месяца. Всё благодаря Windows Autopatch.

А что с безопасностью Windows 10?

Кстати, Microsoft также поделилась, как получить расширенные обновления безопасности для Windows 10 бесплатно — есть пара вариантов, но это уже другая история.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru