В России готовят регламент отключения мобильного интернета

В России готовят регламент отключения мобильного интернета

В России готовят регламент отключения мобильного интернета

В России проходят активные консультации между Минцифры, представителями бизнеса и экспертным сообществом по вопросу упорядочения процедуры отключения мобильного интернета. Речь идёт о создании единого механизма, который позволит централизованно регулировать подобные меры, в том числе в условиях угроз безопасности.

По данным участников обсуждений, не исключено, что за координацию процесса будет отвечать специально уполномоченный орган или межведомственная структура.

Отрасль надеется, что внедрение чётких регламентов сократит количество нецелесообразных отключений и снизит ущерб для граждан и бизнеса.

О таких консультациях «Известиям» сообщили сразу несколько источников в телеком-отрасли и госструктурах. В настоящее время решения об отключении мобильного интернета в регионах принимают разные инстанции — как правило, местные органы власти и региональные управления МЧС. Такие распоряжения зачастую хаотичны, не всегда обоснованы и лишены единого подхода. Новый порядок призван централизовать и регламентировать процесс, что должно существенно уменьшить число необоснованных отключений.

«До последнего времени операторы связи следовали указаниям Роскомнадзора и силовых ведомств, в частности ФСБ. Это была стандартная практика — например, при подготовке к массовым мероприятиям. Но в условиях возросшей угрозы со стороны беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) количество структур, имеющих право отдавать подобные распоряжения, резко увеличилось», — рассказал источник издания в одном из мобильных операторов.

Как отмечают источники, распоряжения об отключении мобильного интернета нередко исходят от чиновников местного уровня, формально не обладающих соответствующими полномочиями. Это создаёт риск избыточных блокировок, не имеющих объективной необходимости. В то же время полный переход к централизованной модели с передачей всех заявок в Москву может затруднить оперативное реагирование в экстренных ситуациях на местах.

«Очень много разных органов дают поручения отключить мобильный интернет и забывают указать, когда его включить обратно», — отметил источник издания в одной из госструктур.

Массовые блокировки создают серьёзные неудобства для граждан и малого бизнеса: перестают работать картографические сервисы, онлайн-оплата, цифровые госуслуги. В некоторых регионах LTE используется и для голосовой связи, поэтому при отключении мобильного интернета может полностью исчезать сотовая связь.

Кроме того, мобильный интернет всё чаще применяется в технологических процессах и на критически важных объектах. В связи с этим многие предприятия заранее уведомляют операторов о необходимости сохранения связи, требуя не отключать LTE в производственных зонах.

На текущем этапе обсуждается возможность создания единого уполномоченного органа — своего рода «единого окна» — куда все заинтересованные структуры будут направлять запросы на отключение. Это позволит исключить влияние неуполномоченных чиновников, особенно на региональном уровне. Также рассматривается инициатива по созданию информационной системы, аккумулирующей данные о времени, месте и продолжительности отключений для обеспечения прозрачности и координации.

По словам директора Института исследований интернета Карена Казаряна, систематизация процедуры отключений позволит избавить пользователей от ненужных неудобств, а операторов — от лишней нагрузки. Он отметил, что многие органы власти действуют чрезмерно радикально, предпочитая полностью отключать мобильный интернет. Хотя на практике для нейтрализации угроз со стороны дронов достаточно ограничить трансграничный трафик или доступ устройств, активно перемещающихся между базовыми станциями.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru