Цифровые угрозы для детей меняются — теперь это не просто 18+, а вербовка

Цифровые угрозы для детей меняются — теперь это не просто 18+, а вербовка

Цифровые угрозы для детей меняются — теперь это не просто 18+, а вербовка

За последние годы набор цифровых угроз для детей и подростков заметно изменился. Если раньше речь шла о нежелательном контенте и опасных сообществах, то теперь на первый план выходит реальная угроза — вовлечение подростков в противоправные действия, включая терроризм.

Об этом рассказали эксперты ГК InfoWatch на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой психологическим аспектам цифровой безопасности.

По словам специалистов, ещё десять лет назад главной угрозой были так называемые грумеры — взрослые, которые втирались в доверие к ребёнку в чатах. Потом появились деструктивные сообщества, фейковые личности, шантаж, кибербуллинг и опасные челленджи. А теперь — новая волна. Подростков втягивают в диверсии, поджоги и даже нападения.

За 2024 год, например, только за диверсии на железной дороге было задержано 134 человека. Из них 50 — несовершеннолетние. Все они получали инструкции через мессенджеры. Были случаи с поджогами вышек, магазинов, нападениями на школы. Это уже не просто шалости — это работа, направленная на разрушение, в том числе организованная.

Почему подростки подвержены

Молодые люди по природе склонны к протесту, стремятся выделиться, быть частью группы. Этим и пользуются злоумышленники. Их месседж прост: «Ты можешь быть героем, прояви себя, сделай что-то креативное». Особенно активно это распространяется через Telegram — боты, каналы, «кураторы».

Ещё одна уязвимость — доверие. У подростков младшего возраста доверие к обществу выше, но после 18–19 лет оно резко падает. И если у человека нет опоры в семье или сообществе, он может легко оказаться втянут в протестные или деструктивные действия.

Что с этим делать

Эксперты сходятся в одном: самое важное — это родители. Не фильтры, не запреты, а живой контакт. Когда родители «подсаживают» ребёнка на гаджеты, потому что некогда — они сами дают зелёный свет рискам. Никакой фильтр не заменит живого общения.

Выход — в организации: спортивные секции, кружки, совместное время. Хорошо, когда взрослые объединяются: один, например, водит в секцию не только своего ребёнка, но и друзей. Это и есть реальная профилактика.

При этом контроль тоже важен. Если у ребёнка есть смартфон — там должны быть хотя бы базовые настройки безопасности и приложения родительского контроля. Но это не должно быть в виде тотального давления — только в сочетании с диалогом и объяснением. Дети должны понимать, почему нельзя выкладывать о себе всё в соцсети, общаться с незнакомыми людьми или вступать в подозрительные группы.

И, конечно, нужно говорить с детьми. Просто, понятно и искренне. Только так можно успеть предупредить ошибку, которую потом уже не исправить.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Прокуратура Москвы рассказала о новом скрипте мошенников

Мошенники начали использовать новый сценарий обмана, представляясь сотрудниками службы по защите прав потребителей. Под предлогом «спасения сбережений» от якобы кражи, злоумышленники убеждают жертв передать наличные деньги курьерам. Один из последних случаев закончился хищением 5 млн рублей у пожилой пары в Москве.

О появлении новой схемы сообщил ТАСС со ссылкой на прокуратуру Москвы. По данным ведомства, мошенники действовали под видом представителей службы по защите прав потребителей и выманили крупную сумму у 78-летнего москвича и его супруги.

«Новая "маска" телефонных мошенников — теперь они представляются службой защиты прав потребителей. Именно из этой "службы" позвонил 78-летнему москвичу "ведущий сотрудник". Некий мужчина, представившийся Алексеем Федоровичем, сообщил, что деньги пенсионера похищены, но можно их вернуть. Для этого необходимо выполнять все указания и придумать кодовое слово для дальнейшего общения», — приводит ТАСС выдержку из сообщения надзорного ведомства.

По легенде мошенников, на счет одного из супругов должна была поступить компенсация, которую требовалось передать «специалистам» службы через курьеров. Пенсионеры несколько раз снимали крупные суммы со своих счетов и передавали деньги людям, называвшим согласованное кодовое слово. В итоге они лишились около 5 млн рублей.

«Кодовое слово — верный признак мошенничества. Как только по телефону просят передать сбережения курьеру — прекратите общение, положите трубку. Остались сомнения — самостоятельно проверьте информацию, позвонив в тот орган или организацию, от имени которых якобы поступил звонок», — предупредили в прокуратуре Москвы.

Ранее аферисты уже использовали похожие схемы, включая случаи, когда жертв просили не передавать деньги лично, а оставлять их в почтовых ящиках. При этом структура сценариев и легенд остаётся неизменной.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru