Онлайн-сервисы ВГТРК подверглись хакерской атаке

Онлайн-сервисы ВГТРК подверглись хакерской атаке

Онлайн-сервисы ВГТРК подверглись хакерской атаке

Атаке подверглись внутренние сервисы медиахолдинга ВГТРК, а также онлайн-сервисы компании. В холдинг ВГТРК входят федеральные каналы «Россия 1», «Россия -24», «Россия Культура», международный телеканал «РТР Планета», более 80 региональных телерадиокомпаний, а также радиостанции «Радио России», «Маяк», «Культура», «Вести ФМ», «Юность».

«ВГТРК подверглась беспрецедентной хакерской атаке. Не работает онлайн-вещание и внутренние сервисы, даже интернета нет и телефонии.

Это надолго. Слышал, что стерли все с серверов, включая резервные копии. Они работают в аврале с 6 утра. Проблема, как я понял, очень серьезная, и восстановление займет много времени», — сообщил источник издания «Газета Ру».

От официальных комментариев, как отметил автор публикации «Газеты Ру», в ВГТРК отказались, сославшись на отсутствие технических возможностей. Аналогичным образом в холдинге отвечали на просьбы о комментариях и представителям других изданий.

Однако в 10:55 «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ВГТРК сообщил:

«В ночь на 7 октября онлайн-сервисы ВГТРК подверглись беспрецедентной хакерской атаке, однако существенный урон работе медиахолдинга нанесен не был. Специалисты холдинга ведут работу над устранением последствий этого вредоносного вмешательства».

Также в ВГТРК сообщили об отсутствии угроз эфиру. Теле- и радиоэфир каналов и радиостанций между тем действительно не прерывался. Вещание шло в нормальном режиме как эфирных, так и кабельных и спутниковых каналов.

Работали и сайты компаний холдинга. Однако при попытке просмотра или прослушивания эфира появляется или пустое окно, или сообщения об ошибках — как правило, о недоступности сервиса.

По данным сервиса Сбой.РФ, резкий скачок количества жалоб произошел между 6 и 7 часами 7 октября. При этом картина по онлайн-эфиру радиостанции «Маяк», телеканалов «Россия 1» и «Россия 24» практически идентичная. В общей сложности половина жалоб на сбои приходится на Москву и Санкт-Петербург.

Раннее именно ВГТРК, наряду с «Роскосмосом», называли одной из наиболее приоритетных целей для антироссийских кибергруппировок, которые являются операторами шифровальщиков. В частности, среди таких называлась NB65.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru