Роскомнадзор пригрозил провайдерам отзывом лицензии за ускорение YouTube

Роскомнадзор пригрозил провайдерам отзывом лицензии за ускорение YouTube

Роскомнадзор пригрозил провайдерам отзывом лицензии за ускорение YouTube

Роскомнадзор рассылает интернет-провайдерам предупреждения о возможном аннулировании лицензии за неисполнительность. Указанию не препятствовать ограничительным мерам (блокировкам, затруднению доступа к сайтам) должно следовать незамедлительно.

В конце прошлого месяца РКН спустил операторам распоряжение не мешать работе ТСПУ. Требование, очевидно, было вызвано массовым применением способов обхода замедления трафика YouTube (в письмах регулятор это имя не упоминает и о своей причастности к проблеме не заявлял).

В новых посланиях провайдерам отмечено, что неисполнение регуляторных требований грозит привлечением к административной ответственности по ст. 13.45 КоАП (нарушение требований законодательства о централизованном управлении сетью связи общего пользования). Согласно этой статье, за такое правонарушение на виновника могут наложить штраф до 120 тыс. рублей.

«В случае неисполнения указаний к нарушителям будут приняты меры реагирования на основании закона «О связи» вплоть до аннулирования лицензии», — пишет далее РКН (цитата по Forbes).

Закон «О связи» предусматривает возможность аннулирования лицензии на оказание услуг (ст. 39), но только через суд по иску заинтересованных лиц, вооруженных доказательствами вины ответчика. Действие лицензии также может быть приостановлено (ст. 37), и лишь лицензирующим органом, при выявлении нарушений, «которые могут повлечь за собой причинение ущерба обеспечению нужд государственного управления».

Между тем запрета на использование YouTube российские власти не оглашали, в госреестре запрещенных сайтов видеохостинг не числится. Некоторые пользователи пытаются решить проблему YouTube самостоятельно, однако принимаемые ими меры могут создать дополнительную угрозу безопасности — как в случае перехода на QUIC.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru