В приоритете УБК МВД РФ — борьба с телефонным мошенничеством и утечками

В приоритете УБК МВД РФ — борьба с телефонным мошенничеством и утечками

В приоритете УБК МВД РФ — борьба с телефонным мошенничеством и утечками

Созданное год назад в структуре МВД России Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК) сфокусировалось на пресечении телефонного мошенничества и умышленных утечек данных.

Данное подразделение было сформировано во исполнение президентского указа № 688 от 30 сентября 2022 года, обусловленного рост числа компьютерных атак, дистанционных хищений денежных средств, активным развитием противоправной цифровой индустрии. По замыслу, УБК должно стать головным подразделением в осуществлении функций МВД по борьбе с киберпреступлениями.

Его основные задачи:

  • предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений в сфере ИТ-технологий, а также координация этой деятельности в МВД;
  • анализ размещенных в ИКТ-сетях данных в целях выявления запрещенного контента и противодействия преступности;
  • организация взаимодействия подразделений органов внутренних дел РФ с госорганами, органами власти субъектов РФ, учреждениями финансово-кредитной системы, организациями информационно-коммуникационной сферы, агрегаторами больших данных и другими участниками инфообмена.

Как отметил репортер «Известий» со ссылкой на статистику МВД, каждое третье преступление в России сейчас совершается с использованием ИТ-технологий. В период с января по сентябрь 2023 года было зарегистрировано около 490 тыс. таких инцидентов.

Последнее время в стране наблюдается рост активности телефонных мошенников. По данным Сбербанка, в прошлом году злоумышленники предприняли 1,5 млрд попыток выманить деньги у держателей счетов через звонок. В этом году число таких попыток достигло 8,6 млн в сутки.

Значительное количество звонков при этом осуществляется с территории других стран и с использованием подменных номеров. Как оказалось, УБК совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и операторами связи нашли способ противодействия такой угрозе.

«Новый протокол предусматривает взаимную верификацию звонков между ведущими российскими операторами связи, — сообщил «Известиям» начальник УБК Филипп Немов. — Естественно, проходить такая проверка будет за доли секунды. Это позволит отсечь фродовые вызовы».

Нормативная и техническая база для полноценной работы по новой схеме, по словам руководителя, будет готова весной 2024 года. Сотрудники УБК также регулярно выявляют, задерживают и привлекают к уголовной ответственности симбоксеров — продавцов услуг по «приземлению» трафика и устройств для работы с сим-картами, позволяющих обезличенно использовать российские номера.

Выявить участников мошеннической схемы порой непросто: преступники часто используют подставных лиц (дропов) для вывода и обналичивания похищенных средств. По инициативе МВД разработан законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности для таких пособников киберкриминала.

В приоритете у нового подразделения также борьба с утечками информации. Законодательство в этой сфере активно формируется и обновляется, уже есть позитивный опыт изобличения граждан, которые умышленно передают в руки третьих лиц данные, отнесенные законом к персональным.

Такие инсайдеры, по данным киберкопов, — обычно молодые люди, стремящиеся найти приработок, либо уволенные сотрудники, несогласные с решением работодателя. Слитые базы ПДн пользуются большим спросом на черном рынке, а услуги пробива могут стоить несколько десятков тысяч рублей.

На сегодняшний день УБК имеет территориальные подразделения в каждом регионе страны. Комплектуется Управление опытными офицерами из оперативных и киберкриминалистических подразделений.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru