В приоритете УБК МВД РФ — борьба с телефонным мошенничеством и утечками

В приоритете УБК МВД РФ — борьба с телефонным мошенничеством и утечками

Созданное год назад в структуре МВД России Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК) сфокусировалось на пресечении телефонного мошенничества и умышленных утечек данных.

Данное подразделение было сформировано во исполнение президентского указа № 688 от 30 сентября 2022 года, обусловленного рост числа компьютерных атак, дистанционных хищений денежных средств, активным развитием противоправной цифровой индустрии. По замыслу, УБК должно стать головным подразделением в осуществлении функций МВД по борьбе с киберпреступлениями.

Его основные задачи:

  • предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений в сфере ИТ-технологий, а также координация этой деятельности в МВД;
  • анализ размещенных в ИКТ-сетях данных в целях выявления запрещенного контента и противодействия преступности;
  • организация взаимодействия подразделений органов внутренних дел РФ с госорганами, органами власти субъектов РФ, учреждениями финансово-кредитной системы, организациями информационно-коммуникационной сферы, агрегаторами больших данных и другими участниками инфообмена.

Как отметил репортер «Известий» со ссылкой на статистику МВД, каждое третье преступление в России сейчас совершается с использованием ИТ-технологий. В период с января по сентябрь 2023 года было зарегистрировано около 490 тыс. таких инцидентов.

Последнее время в стране наблюдается рост активности телефонных мошенников. По данным Сбербанка, в прошлом году злоумышленники предприняли 1,5 млрд попыток выманить деньги у держателей счетов через звонок. В этом году число таких попыток достигло 8,6 млн в сутки.

Значительное количество звонков при этом осуществляется с территории других стран и с использованием подменных номеров. Как оказалось, УБК совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и операторами связи нашли способ противодействия такой угрозе.

«Новый протокол предусматривает взаимную верификацию звонков между ведущими российскими операторами связи, — сообщил «Известиям» начальник УБК Филипп Немов. — Естественно, проходить такая проверка будет за доли секунды. Это позволит отсечь фродовые вызовы».

Нормативная и техническая база для полноценной работы по новой схеме, по словам руководителя, будет готова весной 2024 года. Сотрудники УБК также регулярно выявляют, задерживают и привлекают к уголовной ответственности симбоксеров — продавцов услуг по «приземлению» трафика и устройств для работы с сим-картами, позволяющих обезличенно использовать российские номера.

Выявить участников мошеннической схемы порой непросто: преступники часто используют подставных лиц (дропов) для вывода и обналичивания похищенных средств. По инициативе МВД разработан законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности для таких пособников киберкриминала.

В приоритете у нового подразделения также борьба с утечками информации. Законодательство в этой сфере активно формируется и обновляется, уже есть позитивный опыт изобличения граждан, которые умышленно передают в руки третьих лиц данные, отнесенные законом к персональным.

Такие инсайдеры, по данным киберкопов, — обычно молодые люди, стремящиеся найти приработок, либо уволенные сотрудники, несогласные с решением работодателя. Слитые базы ПДн пользуются большим спросом на черном рынке, а услуги пробива могут стоить несколько десятков тысяч рублей.

На сегодняшний день УБК имеет территориальные подразделения в каждом регионе страны. Комплектуется Управление опытными офицерами из оперативных и киберкриминалистических подразделений.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru