В России хотят ввести обязательное страхование от кибератак

В России хотят ввести обязательное страхование от кибератак

В России хотят ввести обязательное страхование от кибератак

В Правительстве РФ и ИТ-отрасли активно обсуждают инициативу Совфеда о введении обязательного страхования киберрисков. Рост числа атак на российские организации увеличил спрос на подобные услуги, однако базы для их унификации в стране пока нет.

Как выяснил «Ъ», на данный момент сенаторы получают обратную связь по вопросу создания механизма обязательного киберстрахования рисков и угроз (сокращенно — ОКРУГ) от профильных министерств, экспертного сообщества, формируя концепцию законопроекта. Внести его в Госдуму планируется после создания необходимой нормативной базы.

«Часть тезисов законопроекта будет зависеть от окончательной и одобренной Советом федерации редакции закона об оборотных штрафах, поскольку инициатива по созданию киберстрахования направлена как раз на борьбу с утечками персональной информации», — сообщил журналистам член комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин.

Формирование правовых основ для создания ОКРУГа, по мнению сенатора, потребует изменений в налоговом законодательстве. Предстоит также создать институт оценки киберзащищенности, который позволит привлекать широкую экспертизу для определения критичности возможных потерь от кибератак.

Деятельность страховых компаний в России регулирует Банк России; там считают создание института страхования киберрисков одной из первостепенных задач по развитию информационной безопасности кредитно-финансовой сферы в ближайшие годы. Однако для установки единых требований к такой услуге нужен опыт, которого у страховщиков пока мало.

Эксперты в области кибербеза тоже видят ряд препятствий на пути к реализации инициативы. Так, замгендиректора ГК «Гарда» Рустэм Хайретдинов опасается, что внедрение массового киберстрахования без четких, понятных всем методик оценки ущерба и определения виновных станет просто очередным налогом, а также вызовет всплеск страхового мошенничества или заградительных ставок.

Ему вторит Михаил Адоньев, GR-директор ГК «Солар»:

«Рынок киберстрахования тесно связан с тем, как правильно оценивать риски от кибератак. Даже в развитых странах, где такие услуги существуют уже давно, страховые компании сталкиваются со сложностями по оценке ущерба. Важна детальная проработка формирования и регулирования страхования киберрисков, направленная в том числе на гармонизацию и унификацию подходов к оценке уровня защищенности, оценки ущерба, порядку и методике расследования инцидентов, расчету страховых премий и выплат и т. п.».

До прошлого года страхование киберрисков мало интересовало российский бизнес, однако, когда число атак резко возросло, как и случаев утечек, отношение к подобным услугам стало заметно меняться. Угроза остается ощутимой, и спрос в этой сфере растет.

В «АльфаСтраховании» оценили годовой объем премий по договорам страхования киберрисков в $6-7 млн — против $7,5 млрд во всем мире. По прогнозам специалистов, российский рынок киберстрахования может вырасти до 10 млрд рублей.

В прошлом году «РТК-Солар» провела опрос среди коммерческих и госорганизаций на тему киберстрахования и выяснила следующее:

  • услугой страхования киберрисков пользуются 6% участников опроса (в основном представители сферы финансов и ИТ, реже — нефтянка и госорганы);
  • 21% респондентов планируют подписаться на услугу в ближайшей перспективе (основания — повышение уровня защищенности, способ быстрее оправиться после киберинцидента, возврат инвестиций в ИБ);
  • для трети опрошенных основным барьером для приобретения услуги является ее дороговизна.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Около 40% ИТ-преступлений В России совершаются по телефону

По оценке МВД РФ, в настоящее время примерно 40% ИТ-преступлений в стране совершаются с использованием телефонной связи. В 80% случаев целью является кража денег, которые мошенники зачастую предлагают перевести на «безопасный» счет.

Эту цифру озвучил в ходе круглого стола «Известий» на тему защиты от кибермошенничества замначальника отдела по противодействию ИТ-преступлениям УБК МВД Денис Костин.

Как оказалось, в мошеннических кол-центрах существуют даже свои надзиратели, которые могут оштрафовать рядового сотрудника за малейшую провинность.

«Это всё делается в профессиональных кол-центрах с распределением ролей, — рассказывает Костин. — Если раньше, когда мошенник звонил, можно было посмеяться и задать ему вопрос: “Чей Крым?”, и он там отвечал матом и бросал трубку, то сейчас им это делать запрещено».

Операторам, в основном молодым людям, также запрещено сознаваться в попытке обмана, пока собеседник на связи. За их работой следят «менеджеры»; если подопечный сделал что-то не по протоколу, ему грозит штраф.

Большинство мошеннических звонков поступает с Украины, где развернуто более 200 кол-центров. Самые отчаянные злоумышленники, пренебрегая риском, базируются на территории России.

Возрастной состав жертв обмана, со слов Костина, тоже изменился. Если ранее в сети мошенников попадали в основном пенсионеры, то теперь в группу риска входит также молодежь.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru