Фишеры вклиниваются в переписку и подсаживают трояна PikaBot

Фишеры вклиниваются в переписку и подсаживают трояна PikaBot

Фишеры вклиниваются в переписку и подсаживают трояна PikaBot

ИБ-эксперты предупреждают о волне атак на корпоративных пользователей. Взломщики встраиваются в уже существующую деловую переписку, добавляя нового трояна-загрузчика PikaBot. Программа пока обходит пользователей стран СНГ, но ситуация может измениться в любой момент.

Новую изощренную схему подсаживания опасных программ в корпоративную почту обнаружили эксперты “Лаборатории Касперского”.

Особенность массовой рассылки в том, что сообщения приходят якобы от пользователей, с которыми получатели уже вели деловую переписку. Злоумышленники вклиниваются в уже существующий диалог.

Тема письма может указывать на запись аудиоконференции, информацию о встрече или деталях по реальному проекту. Во всех письмах содержится ссылка, за которой скрывается вредонос. Если получатель переходит по ней, на устройство скачивается троян PikaBot.

Волна началась в десятых числах мая, отметили эксперты. Пик атаки пришёлся на период с 15 по 18 мая. За несколько дней было зафиксировано почти 5 тысяч подобных писем.

“Семейство PikaBot умеет проверять языковые настройки целевой системы”, — подчеркивает исследователь угроз “Лаборатории Касперского” Артем Ушков.

Если троянец видит русский, белорусский, таджикский, словенский, грузинский, казахский и узбекский языки, атака прекращается.

“Может показаться, что PikaBot пока не представляет серьёзной угрозы для российских пользователей, однако в России уже было зафиксировано существенное количество атак, и ситуация может измениться в любой момент”, — предупреждает Ушков.

Вместо PikaBot может быть загружен более деструктивный вредоносный файл.

PikaBot — новое семейство зловредов. Чаще всего его пока используют для скрытой установки других вредоносных семейств, а также для исполнения произвольного кода командной строки, полученной с удалённого сервера.

В атаках PikaBot используются те же методы, а иногда та же инфраструктура, что и для распространения банковского трояна Qbot — Anti-Malware.ru писал о нем в апреле. Он способен извлекать пароли и куки из браузеров, воровать письма, перехватывать трафик и давать операторам удалённый доступ к заражённой системе.

“В последние годы злоумышленники всё чаще маскируют вредоносные и фишинговые рассылки под деловую переписку”, — предупреждает руководитель группы защиты от почтовых угроз в “Лаборатории Касперского” Андрей Ковтун.

Текст из реальных писем помогает сделать такие сообщения более убедительными. Иногда в поле отправителя мошенники добавляют имя настоящего адресанта, хотя внимательный пользователь заметит, что электронный адрес, с которого отправлено письмо, отличается.

Часто сообщения относятся к переписке, завершившейся несколько лет назад.

Чтобы не стать жертвой таких атак, “Лаборатория Касперского” рекомендует пользователям проверять адрес, с которого пришло письмо, и не пересылать сообщения третьим лицам, не перепроверив информацию.

Компаниям же советуют проводить тренинги по кибербезопасности для сотрудников, обучать их распознавать техники социальной инженерии, а также установить надёжное защитное решение, которое автоматически будет отправлять подобные письма в спам.

Kaspersky ASAP стала гибче: компании смогут загружать свои курсы по ИБ

Платформа Kaspersky Automated Security Awareness Platform (ASAP) получила обновление, которое делает корпоративное обучение по кибербезопасности более гибким. Теперь компании могут загружать на платформу собственные учебные материалы — как в формате PDF, так и в виде SCORM-курсов, которые давно стали стандартом в электронном обучении.

Это позволяет проводить на Kaspersky ASAP не только готовые курсы от вендора, но и внутренние программы, адаптированные под конкретную инфраструктуру, профиль рисков сотрудников и корпоративные политики.

Платформа поддерживает SCORM 1.2 и SCORM 2004, а также PDF-файлы — например, методические материалы или внутренние инструкции.

Все управление обучением остаётся внутри платформы: администраторы могут настраивать количество уроков, сроки прохождения, отслеживать прогресс и обновлять контент.

В сочетании с обучающими курсами по кибербезопасности и тренировочными фишинговыми рассылками это помогает выстроить более целостный подход к работе с человеческим фактором.

Как отмечает эксперт направления Kaspersky Security Awareness Светлана Калашникова, злоумышленники по-прежнему часто используют ошибки сотрудников для атак на бизнес.

Возможность загружать собственные курсы позволяет компаниям точнее подстраивать обучение под свой технологический стек и актуальные для отрасли угрозы, а заодно снижать риск инцидентов, упрощать управление программами обучения и избегать комплаенс-проблем.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru