Новый рекорд: в рунете насчитали 18 тыс. фишинговых сайтов

Новый рекорд: в рунете насчитали 18 тыс. фишинговых сайтов

Новый рекорд: в рунете насчитали 18 тыс. фишинговых сайтов

В российском сегменте интернета обнаружили 18 000 фишинговых сайтов. Это на 15% больше, чем год назад. Рост связывают с масштабированием популярной мошеннической схемы “Мамонт”. Именно на фишинг приходится 99% всех заблокированных ресурсов.

Жертв ловят на фишинговые сайты под видом банков, онлайн-сервисов и платежных систем, рассказали в пресс-службе Group-IB. Количество запросов на блокировку, поступивших в Координационный центр доменов .RU/.РФ (КЦ), выросло на четверть. “Официалы” просят лишать прав мошенников на мимикрирующие под оригиналы ресурсы.

За 9 месяцев CERT-GIB (Центр реагирования на инциденты в информационной безопасности Group-IB) выявил 17 742 фишинговых сайтов в доменных зонах .ru и .рф, приводят статистику специалисты компании. Для сравнения: за тот же период прошлого года было зафиксировано 15 363 домена.

Стабильно рост количества мошеннических ресурсов наблюдался на протяжении всего года: если в январе было обнаружено 1 300 доменов, в мае уже почти 2 тыс., а в октябре — 2400.

По мнению аналитиков, подъем связан с растущим распространением популярной схемы “Мамонт” (FakeCourier). У жертвы под предлогом фейковой покупки, доставки или аренды крадут деньги и данные банковских карт.

Основные всплески появления новых страниц мошенников наблюдались в мае, августе и октябре. Существуют и “сезонные” сценарии. Прошлой зимой, например, активно использовали ковид-сертификаты.

“Фишинг остаётся наиболее массовой угрозой для пользователей в интернете, и его масштабы неуклонно растут”, — подчеркивает Иван Лебедев, руководитель группы по защите от фишинга CERT-GIB.

Именно фишинговые сайты составляют 98—99% заблокированных ресурсов киберпреступников. Оставшаяся доля приходится на сайты с вредоносными программами.

Сейчас известно минимум о 300 скам-группах, работающих по схеме “Мамонт”. Мошенники зарабатывали на темах курьерской доставки, аренды недвижимости, продажи автомашин, совместных поездок и даже походов на свидания. После выхода схемы в Европу, суммарный ежегодный заработок всех преступных групп, связанных с “мамонтом”, оценивался более чем в $6,2 млн.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru