За три месяца в рунет вбросили 110 000 объяв о продаже ковид-сертификатов

За три месяца в рунет вбросили 110 000 объяв о продаже ковид-сертификатов

За три месяца в рунет вбросили 110 000 объяв о продаже ковид-сертификатов

За три месяца Group-IB насчитала в рунете свыше 110 тыс. предложений купить сертификат вакцинации против COVID-19; в сентябре-октябре число таких находок едва превышало 3000. Нарушающие закон торговцы чаще всего продвигают свои услуги в Telegram, реже — через специализированные сайты, соцсети и теневые форумы.

Подобные объявления стали появляться в Сети в середине прошлого года. Как оказалось, некоторые из них публикуют откровенные мошенники. В частности, эксперты GIB обнаружили, что ковид-сертификатами теперь торгуют ОПГ, работающие по схемам «Мамонт / Курьер» и «Fake Date».

Злоумышленники размещают свои приманки в соцсетях или на сайтах знакомств. Когда потенциальный покупатель связывается с ними, ему предлагают перекочевать в Telegram, используя пригласительный код доступа. На самом деле этот код является уникальным идентификатором скамера, работающего за проценты от суммы украденного.

Созданный мошенниками Telegram-бот предлагает потенциальной жертве широкий спектр услуг: приобретение сертификата вакцинированного или переболевшего ковидом, получение официальной или фейковой справки о прохождении ПЦР-теста, а также возможность пополнить электронный кошелек.

 

После выбора услуги бот генерирует счет и просит оплатить его переводом на кошелек физлица. Проведя платеж, жертва ничего не получает взамен. Мошенники исчезают в надежде, что обманутый пользователь не станет обращаться в полицию: там попытку покупки сертификата могут воспринять как преступление, подпадающее под статью 327 УК РФ (изготовление, сбыт, использование поддельных документов).

О мошеннической схеме, связанной с приобретением фальшивых QR-кодов, рассказал эксперт компании «Газинформсервис» Григорий Ковшов:

«Желание купить фальшивый сертификат о вакцинации или QR-код может обернуться серьезными неприятностями, в том числе с точки зрения кибербезопасности. Например, приобретатель поддельного QR-кода может лишиться персональных данных, денежных средств или заразить свой гаджет вредоносным ПО в случае перехода на ресурсы мошенников. Не поощряйте мошенническую деятельность и помните – информационная безопасность в наших с вами руках».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru