Мошенники предлагают за $300 купить европейский сертификат вакцинации

Мошенники предлагают за $300 купить европейский сертификат вакцинации

Мошенники предлагают за $300 купить европейский сертификат вакцинации

Исследователи из «Лаборатории Касперского» обнаружили в даркнете объявления о продаже сертификатов вакцинации от COVID-19, позволяющих беспрепятственно посещать страны Западной Европы. Не исключено, что мошенники просто пытаются таким образом выманить деньги у заядлых путешественников.

Потенциальным покупателям обещают выслать сертификат европейского образца в виде электронного документа с QR-кодом. Его подлинность якобы можно проверить с помощью официальных приложений — таких как CovPass, CovidCheck и Corona Warn. За подобную услугу в среднем просят 300 долларов США.

Продавцы уверяют, что в случае покупки сертификата данные клиента вносятся в некую базу, с присвоением персонального QR-кода. При оформлении сделки можно выбрать страну и производителя вакцины — AstraZeneca, Pfizer, Johnson&Johnson или Moderna.

Сам сертификат будто бы выдает одна из восточно-европейских стран. Объявления при этом публикуются как на английском, так и на русском языках. Некоторые продавцы указали, что принимают оплату в криптовалюте.

«Злоумышленники пытаются нажиться на желании людей более свободно передвигаться по миру, ведь в некоторых странах введены ограничения на въезд для тех, у кого нет соответствующих документов, — комментирует эксперт Kaspersky по кибербезопасности Дмитрий Галов. — Мы настоятельно рекомендуем не приобретать какие-либо товары на теневых площадках. Вероятнее всего, подобные объявления представляют собой банальное мошенничество с целью выманить у людей деньги».

В этом году ИБ-эксперты фиксируют активизацию мошенников, эксплуатирующих тему COVID-19. В марте они пытались торговать вакцинами, в июне — поддельными QR-пропусками в московские кафе и рестораны, в июле обещали большие бонусы за прививку. Число мошеннических сайтов, созданных для сбора данных и отъема денег под предлогом ковида, тоже возросло; счет таких площадок уже идет на тысячи, а количество желающих попасть на них в первом полугодии, по данным Kaspersky, перевалило за миллион.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Тест Softline: Яндекс Браузер выявил 85 из 100 фишинговых сайтов

Эксперты ГК Softline провели ежегодное исследование, чтобы проверить, насколько хорошо популярные браузеры распознают фишинговые сайты — страницы, с помощью которых злоумышленники крадут личные данные пользователей. В тесте участвовали Chrome, Яндекс Браузер, Firefox, Opera, Edge, Safari на iOS, а также предустановленные Samsung Internet и Mi Browser на Android.

Согласно результатам проверки, Яндекс Браузер оказался самым эффективным: десктопная версия обнаружила 85 из 100 мошеннических сайтов, а мобильная — более 75.

Для сравнения, Chrome с антифишинговым расширением на десктопе выявил 44 угрозы, а без него — всего 8. Остальные браузеры показали следующие результаты:

  • Safari — 9 выявленных страниц,
  • Firefox — 8,
  • Opera — 6,
  • Edge — 5.

На платформах Android показатели оказались самыми низкими: Mi Browser определил два фишинговых сайта, а Samsung Internet — всего один. При этом браузеры на iOS продемонстрировали заметное улучшение по сравнению с прошлым годом.

Как проводилось исследование

Тестирование проходило в условиях, максимально приближенных к реальным. На смартфонах использовались физические устройства, а не эмуляторы. В основу легла выборка из 100 актуальных фишинговых страниц, предоставленных сервисом CyberDef от Infosecurity. Сайты с невалидными сертификатами исключались, чтобы результаты не искажались.

Особое внимание уделялось скорости реакции браузеров. Эксперты отправляли на проверку новые фишинговые сайты в течение нескольких часов после их обнаружения — ведь такие страницы живут недолго и часто исчезают уже в первый день.

Кого чаще всего подделывают

Почти половина (46%) фишинговых сайтов имитировала банки и инвестиционные платформы, ещё 13% — страницы соцсетей и мессенджеров, а 12% — опросы и голосования.

По словам специалистов, злоумышленники активно эксплуатируют известные бренды и актуальные темы вроде искусственного интеллекта и криптовалют, а схемы становятся всё сложнее.

«Сегодня мошеннические кампании часто состоят из нескольких этапов: сначала пользователя заманивают под видом розыгрыша или курса, а потом под предлогом оплаты или подтверждения выманивают деньги и данные. Чтобы казаться надёжными, такие сайты нередко показывают фейковые уведомления о “защищённом соединении”», — отмечают эксперты Softline.

Что используют браузеры для защиты

Современные браузеры применяют разные технологии против фишинга. Например, Safe Browsing в Chrome, SmartScreen в Edge и нейросетевые фильтры в Яндекс Браузере.

В отличие от старых систем, которые полагались на «чёрные списки» сайтов, новые механизмы анализируют содержимое страницы в момент загрузки, что помогает быстрее реагировать на появление фальшивых ресурсов.

Главный вывод исследования: даже при развитии встроенных технологий защиты пользователям стоит оставаться внимательными и не вводить личные данные на сомнительных сайтах, особенно если ссылка пришла в сообщении или письме.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru